Юридические формальности или поглощение театра?
Театр «На Литейном» и Театр на Васильевском объединены «генеральной дирекцией»
Казалось бы, начало мая — между Праздником Весны и Труда и Днем Победы — время радостное. Когда же на него приходятся нежданные стрессовые ситуации, это может стать ударом под дых. Думается, таким ударом и стала для коллектива Театра «На Литейном» новость о том, что он будет слит с Театром на Васильевском.
1 мая в блоге «Петербургского театрального журнала» было опубликовано письмо президенту от коллектива Театра «На Литейном». Сотрудники театра выразили беспокойство, вызванное сведениями о том, что он потеряет юридическое лицо, став филиалом Театра на Васильевском. Театр, история которого длится более века, станет филиалом театра, который моложе в четыре раза!
Решение написать президенту было принято за день до публикации письма — 30 апреля. Сотрудники Театра «На Литейном» не знали, что в этот день будет подписано распоряжение правительства Ленобласти (ведь оба театра подчиняются не городу, а области) о создании «Генеральной дирекции драматических театров на Васильевском и на Литейном». Руководителем новой структуры был назначен Владимир Словохотов, директор и худрук Театра на Васильевском. В комментарии Натальи Кононенко, председателя областного комитета по культуре, отмечалось, что «реорганизация никак не отразится на судьбе театров, они все так же будут существовать как два индивидуальных бренда, единой станет только финансово-хозяйственная часть».
Подобные обнадеживающие слова Наталья Кононенко произнесла и перед телекамерами, когда 5 мая приехала вместе с Владимиром Словохотовым в Театр «На Литейном» — «объясняться с актерами», «успокаивать актеров», как говорилось в теленовостях. Но успокаивать было некого. Для визита почему-то был выбран выходной — когда труппа отдыхает, — и объясняться пришлось разве что с телевизионщиками.
6 мая коллектив Театра «На Литейном» собрался обсудить текущие проблемы. К началу встречи неожиданно появился Владимир Словохотов (на этот раз наличие журналистов и телекамер его явно не обрадовало), представившись труппе гендиректором двух театров. Встреча, на которой автору этих строк довелось присутствовать (аудиозапись имеется), проходила очень напряженно. Актеры говорили о нарушении этики, о неуважении к их истории, о том, что они ощущают себя крепостными.
— Я работаю в этом театре больше 20 лет, — выступил один из артистов. — За это время у нас был не один директор, не один худрук, и даже губернатор области при нас сменялся не раз. Но всегда перед какими-то важными событиями к нам приезжало руководство и ставило нас в известность.
«Волноваться должны финансисты, администрация театра, а не творческая и техническая часть», — заверял Владимир Дмитриевич, призывая артистов успокоиться и поверить ему, не обращать внимания на юридические формальности. Но труппу можно понять. Когда создается новая структура, надо быть не просто осмотрительным — дотошным! Это тот случай, когда не надо верить словам — чьим бы то ни было. С артистами никто не советовался, не разъяснил ситуацию заранее. Их неожиданно поставили в известность о том, что они работают в новом учреждении с новым начальством!
Оба театра — директорского типа: главой учреждения по уставу является директор, а не худрук или главный режиссер. Владимир Словохотов совмещает в Театре на Васильевском должности директора и худрука; этот принцип так или иначе отразится и на вверенном ему театре. Даже если Владимир Дмитриевич, как он говорит, назначит в Театре «На Литейном» замдиректора и главного режиссера, любому ясно: они должны будут соответствовать тому, как видит и понимает театр генеральный директор. А может ли один человек, полновластно руководящий двумя коллективами с совершенно разными «творческими портретами» и судьбами, гарантировать, что у каждого из театров будет — при юридическом единстве — своя атмосфера и свой уникальный путь?
Прямая речь
Как к профессионалу, пользующемуся авторитетом в российском театральном мире, корреспондент «Вечернего Петербурга» обратился к Кириллу Кроку — директору Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова.
— Кирилл Игоревич, как вы относитесь к идее создания единой дирекции на основе двух театров?
— Резко отрицательно. Театральная Москва имеет подобный опыт, и пока ничего хорошего из этого не проросло. С моей точки зрения, в театре главное — не дирекция, единая или не единая, а художественные идеи. Театр развивается не при хорошей дирекции, а когда есть художественный лидер, который эти идеи осуществляет, или когда на постановку приглашаются мощные режиссеры.
— Если оставить в стороне этические вопросы, вправе ли комитет по культуре Ленобласти спонтанно уволить директора Театра «На Литейном» без объяснения причин?
— Вправе, поскольку комитет является учредителем театра и может преобразовывать театр, изменять его устав, назначать нового руководителя. Учредитель — фактически хозяин театра.
— По словам председателя комитета по культуре Ленобласти, цель реорганизации театра — эффективный расход бюджетных средств. Мол, сегодня необходимо экономить каждую копейку. У двух театров будут, в частности, общие автобусы для выездов со спектаклями в область, общий костюмерный цех. Способна ли в принципе реорганизация театра дать экономию, существенную для бюджета области в целом?
— Если под экономией понимается сокращение финансовых, бухгалтерских, кадровых служб какого-то театра, вряд ли ее можно считать целесообразной. Представьте себе: к коллективу одного учреждения добавляются приблизительно 150 человек. Говорю вам как практик: ни одна бухгалтерия, даже самая сильная, не сможет работать прежним количественным составом с новыми 150 штатными единицами. В любом случае речь идет об увеличении штата того театра, куда вливают коллектив другого театра. Это не какое-то тайное желание чиновников или управленцев. Государство ставит новые задачи, а кто их должен исполнять? Люди. Естественно, что бухгалтерия учреждения (а в ней ведь работают живые люди — со своим плотным графиком), получив в нагрузку 150 человек, не сможет обойтись без увеличения штата. Если для бюджета Ленинградской области серьезной экономией будут 7 — 8 сокращенных штатных единиц в одном театре, то за бюджет Ленинградской области остается только порадоваться.
Метки: Подмостки Скандалы Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов