Военная медицина: летальный исход?
Медики не понимают, зачем надо ликвидировать 442-й окружной военный госпиталь на Суворовском проспекте и выводить за черту Петербурга клиники Военно-медицинской академии
— Смотри, смотри, куда она побежала, — оперативно реагирует офицер полиции, и полицейская машина рулит за активисткой, с Тульской улицы к проходной госпиталя.
Активистка раздает листовки. На одной стороне листка — историческая справка о Военно-медицинской ордена Ленина Краснознаменной академии им. С. М. Кирова, на другой — о героическом прошлом 442-го окружного военного клинического госпиталя им. З. П. Соловьева. Листовки не проходят полицейскую цензуру: нет реквизитов историков. Организаторы акции спешно заменяют их на другие, с номерами своих мобильных телефонов.
Теперь полиция спокойна: несанкционированная акция на Тульской улице идет по правилам. Больше одного протестующего с плакатом в руках не стоит. Прочие граждане кучкуются на дистанции, что позволяет сказать: так, мимо шли, остановились меж собой поговорить. Администрация Центрального района отказала активистам в проведении митинга у ворот 442-го госпиталя, но никто не может запретить гражданам «собираться по одному» — выходить в одиночные пикеты.
— Что же вы нас не позвали? — сожалеют медицинские работники госпиталя.
Группкой они выходят рассказать о своих проблемах уже после того, как свернут плакат «Остановить уничтожение военной медицины» и отъехали машины полиции.
Медицинский психолог Наталия Князева убеждена: сохранить военно-медицинские объекты — это сохранить сам город.
Безработные и бездомные
— Я очень горжусь тем, что я десять лет здесь работаю, — говорит врач, получающая месячную зарплату 12 тысяч рублей. — И мне обидно, что госпиталь, в котором очень много пациентов, закрывается. Вначале было объявлено, что больных принимаем только до 1 сентября, теперь продлили прием до 1 октября. Нас предупредили: к 1 декабря госпиталь ликвидируется. Всех увольняют в связи с ликвидацией учреждения с двухмесячным пособием. Другой работы нам не предлагают.
— Где мы найдем работу в нашем возрасте? — спрашивает другая женщина-медик, отдавшая госпиталю более двадцати лет. — Многим грозит стать не только безработными, но и бездомными.
Оказывается, около 70 семей сотрудников госпиталя живут здесь же, в общежитии на его территории, которое также будет закрыто. Под вопросом и судьба медицинского училища, готовившего кадры для госпиталя.
Общая тенденция
— Это общая тенденция Министерства обороны: сокращать свои медицинские учреждения, — пояснил корреспонденту «ВП» пришедший на акцию депутат Законодательного собрания, заместитель председателя комиссии по социальной политике и здравоохранению Игорь Коровин.
По планам военной реформы 2009 — 2012 гг. численность структур военной медицины должна уменьшиться примерно на 30%. Сокращается количество госпиталей и военных поликлиник. Петербургский госпиталь, существующий с 1835 года, «вливается» в окружной в Подольске, что в Подмосковье. Одновременно с 442-м закрываются его отделения в Ленинградской области. Например, Гатчинский госпиталь — с более чем столетней историей, он специализируется на обслуживании летного состава. Предполагается, что военные — с их специфическими заболеваниями — будут теперь лечиться в обычных гражданских клиниках. Лежать наравне со всеми в коридорах, пополнив и так перегруженный «койко-фонд» Северной столицы. Только госпиталь на Суворовском проспекте обслуживает до 20 тысяч больных в год.
Какие шаги может предпринять в этой ситуации местная законодательная власть, не распоряжающаяся военными и их собственностью?
— Мы имеем право задать Министерству обороны вопрос и не получить ответа, — очерчивает сложившуюся практику Игорь Коровин.
Он говорит о том, что вопрос о госпитале и его выселении с «лакомого объекта» в центре города будет поднят на первом же после летних каникул заседании комиссии по социальной политике и здравоохранению.
— Может быть, есть смысл не ликвидировать госпиталь, а передать его городу, — предлагает Игорь Владимирович. — Губернатор вправе обратиться к полпреду президента по СЗФО с этой идеей.
Одновременно депутаты вернутся и к вопросу о выселении из города в Горскую клиник Военно-медицинской академии.
— Учитывая нашу транспортную ситуацию, за город больного можно просто не успеть доставить живым, — говорит депутат.
Мнимый больной
Госпиталь на Суворовском занимает 8 га «золотой» петербург-ской земли, Военно-медицинская академия — 45 га. Одним из аргументов Минобороны за переезд клиник ВМА за город стало «отсутствие условий для внедрения новых медицинских технологий и методов лечения» в исторических стенах. Дескать, эти здания непригодны для современной медицины.
— Эти здания строились в дореволюционный период в соавторстве с ведущими специалистами клиник петербургской Медико-хирургической академии, — рассказывает Валентина Соколова, преподаватель Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. — Например, кафедра травматологии создавалась в соавторстве со знаменитым Турнером. В сооружении клиники психиатрии учитывался опыт лучших лечебниц Европы, и до сих пор ее здания — непревзойденные для психиатрии, и так далее.
Студенты Валентины Николаевны сделали попытку выяснить, действительно ли несовместимы старые стены и современная медицина. Они обследовали часть зданий, предложили свои мастер-планы.
— Даже эти студенческие работы позволяют сказать, что академия может жить достойно на своей исторической территории, — говорит Валентина Соколова. — Тем более что не столь давно здесь был сделан большой ремонт.
Так что больной — мнимый, говорят медики о состоянии старых корпусов ВМА.
Не рушьте символы — не крушите устои
— Как психолог я могу сказать, что Военно-медицинская академия — это один из символов, который идентифицируется с мощью и успехом государства, — объясняет Наталия Князева, медицинский психолог клиники психиатрии ВМА. — А когда разрушаются символы, исчезает и источник позитивного отношения к государству и к самому себе. Два столетия город жил медициной, сконцентрированной в этих стенах. В последние же пять лет идет истощение сил академии: сокращаются прием обучающихся, штат преподавателей. Скажите, пожалуйста, а кто будет работать в этих новых клиниках в Горской к тому времени, когда их построят?
«Мы станем более лучше лечить», — невесело шутят медики на своих страницах в социальных сетях о кадровом потенциале будущего клинического комплекса ВМА в Горской, до которой доедет не всякий больной.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Репина Алла
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Медицина Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов