Военно-морской музей переедет к Новому году
Но откроется для посетителей только весной
«Пожалуйста, напишите, что музей еще не работает, а то люди к нам идут и идут, особенно в выходные дни, а в каникулы вообще ходили толпами, — первое, что мы слышим от сотрудников Военно-морского музея. — Мы объясняем, что учреждение закрыто, и они тогда рассеиваются по другим музеям».
В бывшем здании Биржи музей занимал 9,5 тысячи кв. метров,
а в новом здании под экспозицию отведено более 30 тысяч кв. метров
Картины Айвазовского — самые «простые» экспонаты
Почти два года длится переезд Военно-морского музея из исторического здания Биржи на Васильевском острове в Крюковы казармы на площади Труда, и, судя по всему, эта эпопея подходит к своему завершению — основные экспонаты уже перебазировались на новое место, осталось кое-что по мелочи.
«У меня сейчас каждый человек на вес золота — все заняты переездом! Это же кропотливая работа: упаковать все экспонаты, перевезти их сюда, заново оформить залы, — говорит директор Военно-морского музея Андрей Лялин и предупреждает фотокора Наталью Чайку, что не везде можно вольготно снимать: — Есть вещи, которые по причине безопасности не должны попадать в кадр. В музее находятся большие культурные ценности — некоторые экспонаты на аукционах стоят умопомрачительные деньги (имеются в виду не только макеты кораблей и картины Айвазовского — это самое простое), поэтому съемку можно делать в определенных местах».
И действительно, в музее, напоминающем изнутри огромный корабль, поделенный на множество отсеков, экспонаты держатся «под замком» — все залы закрываются, пройти туда можно лишь, проведя карточкой-ключом по специальному устройству…
Конференц-зал на 200 мест с возможностями 3D, где на плазменном экране будут показаны реконструкции, а также фильмы в режиме нон-стоп на разных языках: там есть кабины синхронного перевода, кафе, столовая, рекреационная зона, атриум, зимний сад. Все приспособлено для того, чтобы можно было всей семьей комфортно провести целый выходной. Здесь уже проводятся мероприятия — работают детские кружки, обустроена типография и ряд кабинетов, где сотрудничают с ветеранскими и общественными организациями, благо музейных метров теперь достаточно.
У Андрея Лялина каждый человек на вес золота
Бесплатно прошмыгнуть не получится
По сравнению с тем, что Морской музей имел в здании Биржи, музейное пространство в бывших Крюковых казармах расширилось на 20 тысяч кв. метров. Учреждение обзавелось тремя входами — служебным, с площади Труда, откуда можно сразу попасть в социально-культурную зону; с Большой Морской — здесь открывается вид на Никольский Морской собор и вторую сцену Мариинки, отсюда можно попасть в фондохранилища, зал заседаний ученого совета, студию художников-маринистов, в реставрационно-художественные мастерские; главный с Крюкова канала, тут по левую руку — магазин сувениров, по правую — гардероб, кассы, где можно купить электронный билет. Теперь нельзя и думать, чтобы бесплатно прошмыгнуть мимо смотрительницы, — все охвачено техническим прогрессом…
«Раньше это здание принадлежало флотским экипажам, здесь всегда был матросский клуб, текла культурная жизнь, — вводит нас в курс дела Андрей Лялин. — И мы все это сохранили — и аскетическую архитектуру, присущую казармам, и морскую тематику интерьеров, — никакого лишнего вмешательства не было, ведь наше здание — памятник федерального значения».
Кстати, аскетизм — только внутри музея, снаружи — обустроенная площадка перед входом, выставлены флагштоки, чтобы сразу возникало ощущение морской столицы. Кроме того, у музея с городом есть договоренность использовать эту площадку не только во время государственных праздников, но и в выставочных, рекламно-имиджевых целях.
Если говорить языком цифр, то с 2011 года ведется переезд, который планируют завершить к концу года, но распахнет свои двери ЦВММ для посетителей только весной 2013-го.
«Основная идея переезда — сохранить коллекцию. Мы стараемся очень органично решить все музейные задачи. Работа сотрудников — а это профессора, доктора наук, те, кто работает в музее не один десяток лет, — должна проводиться в комфортных условиях, они этого достойны», — говорит Андрей Лялин и показывает зал заседаний ученого совета, а потом и «сердце музея» — научно-информационный центр, где есть все — от компьютеров до сканеров, то, о чем и не мечталось в старом здании Биржи.
Проходим фойе, кафе, где будут проводиться творческие встречи, адмиральский салон, даже каждая лестница — это оригинальное архитектурное решение. «Все у нас достойно, — хвалит директор свое хозяйство. — И за раритеты не беспокойтесь — 32 технические системы стоят на службе музея».
Фигура рыцаря пострадала при переезде, но уже отреставрирована
«Мы ничего не разбивали»
«Просочились слухи, что не все экспонаты в целости и сохранности доехали с Васильевского острова. Что все-таки разбилось?» — хотим выведать информацию из первых рук.
«Процесс переезда — очень сложный, но мы ничего не разбивали, речь идет лишь о небольших повреждениях, на музейном языке это означает изменение сохранности, — объясняет Андрей Яковлевич. — Вот гипсовая фигура рыцаря — носовое украшение корабля — здесь было повреждение щита и других деталей скульптуры, но все то, о чем сокрушалась пресса, уже отреставрировано — вы же видите! И помог нам Музей городской скульптуры — он отреставрировал фигуру рыцаря».
Повреждения бывают, но не по вине сотрудников музея, считает Андрей Лядин, скорее в этом виноваты подрядчики. «Научные сотрудники, которые работают десять, двадцать, тридцать лет с музейными предметами, больше времени уделяют работе, чем дому, и их упрекать в непрофессионализме, что пытаются сделать некоторые издания, — просто нонсенс», — отвергает обвинения Андрей Яковлевич.
Действительно, на стене атриума мы видим не одного рыцаря, а еще две фигуры с тем же предназначением — носовые украшения судна —только это точные копии, которые заняли место оригиналов, пока те находятся на реставрации. Ведь к ним десятилетиями никто не прикасался… Кстати, нам открыли маленький секрет — показали, как идет моделирование еще одного носового украшения, как будет подбираться крепление на стене — только после этого будут устанавливаться оригиналы.
«Чтобы грамотно сформировать музейное пространство, сделать экспозицию, для начала надо выяснить, как будет смотреться зал, и мы в нашем творческом коллективе постоянно дискутируем об оформлении, вносим какие-то изменения, уточняем — хотим показать нашу коллекцию в самом лучшем виде», — рассказывает Андрей Яковлевич и ведет нас дальше.
Мы проходим мимо барельефов, на которых изображены животные — символы кораблей, обходим бронзового Петра Первого с тростью в одной руке и подзорной трубой — в другой, стоявшего в здании Биржи в зале Истории российского флота... А вот и полностью оформленный зал с раритетами — макетами кораблей, картинами, штандартами.
«Посмотрите, какая широта, какой объем — 1500 кв. метров! У зала длина 115 м, высота — 20 метров. Для того чтобы показать объем и пространство, он сделан двухуровневым, — объясняет директор и не может скрыть своей гордости: — Нам все морские национальные центры завидуют, каким предметным рядом мы владеем!»
Бронзовый Петр снова займет почетное место
К «Славянке» были претензии
А завидовать есть чему — огромное культурное морское наследие хранится в Морском музее. Более 70% морской коллекции в России находится в его музейных фондах, то есть ЦВММ по праву считается крупнейшим музеем не только страны, но и мира. К тому же у этого главного флотского музейного учреждения есть филиалы по всей стране — в Калининграде, Мурманске, а недавно появился и в Новороссийске. Там под музей отдан прославленный корабль «Михаил Кутузов».
Это помимо тех филиалов, что есть в Петербурге, — таких, как крейсер «Аврора», который, по мнению Андрея Лялина, стал филиалом музея еще с 1956 года, когда был базой Нахимовского училища.
«Я могу только улыбнуться, как непрофессионально некоторые журналисты и различные несведущие в этом деле общественные деятели пытаются комментировать то, к чему они никакого отношения не имеют», — замечает Андрей Яковлевич и рассказывает, что Андреевский флаг как поднимался каждый день на крейсере, так и поднимается, нахимовцы как проходили практику на «Авроре», так и продолжают ее проходить. А что касается скандалов в Минобороны, связанных с аутсорсинговой компанией «Славянка», которая обслуживала крейсер, то к ней поначалу были претензии, но потом она выполнила все договоренности по контракту и выполняет до сих пор.
Словом, до Нового года, когда музей окончательно переедет на площадь Труда, осталось всего ничего — месяц. «Если бы город не затянул сдачу здания, то мы бы переехали еще год назад, — уверен глава ЦВММ. — А так стали переезжать весной, когда заработало отопление, когда стали работать системы безопасности, климат-контроль».
«А где ботик Петра Первого?» — интересуемся легендарным экспонатом. «Уже стоит. А вот познавательная зона: макет капитанского мостика, — продолжает экскурсию Андрей Яковлевич. — Здесь будут посвящать курсантов в морскую профессию. А вот штурвал — сплошная электроника. Вот еще один комплекс, который показывает управление подводной лодкой, со всеми наворотами.
Помимо этого в музее создан ряд залов временных выставок, а это дополнительно еще 1000 кв. метров для показа коллекции в специализированных помещениях. В анфиладе из 18 залов будут размещаться экспозиции, посвященные русско-японской войне, обороне Порт-Артура, воссозданию российского флота в 1905 — 1914 годах, Балтийскому флоту и так далее. Пока экспонатов там нет — они еще в деревянных ящиках, вот разве что можно увидеть корабельный колокол, который красуется на полу, — ему тоже еще не нашли места...
«Мы построили новый музейный комплекс, заканчиваем перемещение музейной коллекции, в мае откроет двери отреставрированный Кронштадтский Морской собор, объединили в структуре Министерства обороны Морской музей и восемь его филиалов — нам есть чем гордиться», — говорит Андрей Лялин.
Дошло до дебаркадера
Отдельная песня — упаковка музейных сокровищ, на которую вместе с перемещением коллекции, насчитывающей 730 тысяч единиц хранения, и созданием музейной инфраструктуры потрачено 980 миллионов рублей.
В упаковку помимо расходных входят еще и специальные материалы — например, бескислотный картон, входит и особая просушка дерева. Главное — все должно быть под четким контролем, чтобы раритеты не пострадали. Для этого в новом музейном комплексе специально сделали дебаркадер: заходит фургон с раритетами, «отстаивается» в хороших климатических условиях — предметы из музейной коллекции не разбираются под открытым небом.
Немаловажный вопрос: сколько будет стоить входной билет. «У нас будут общегородские цены на билеты, — поясняет директор музея. — Но мы не только считаем деньги, мы планируем их зарабатывать — теперь у нас есть и «инструмент». Ведь одна из наших задач — чуть-чуть взвалить на себя бремя государственного бюджета, для этого есть все возможности — например, показывать новые выставочные проекты. А дальше — уже развитие, зарабатывание собственных средств, изыскание партнерских резервов — все в наших руках».
В планах музея — «обустроить» и Крюков канал, где у «морского музеума» будет свой спуск и небольшой причал. Там планируют поставить ряд реплик исторических судов. А поскольку все филиалы музея стоят на воде, то в перспективе еще одна новация — использовать для связи между ними водный транспорт.
Метки: Про Петербург Музейное дело Корабли Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов