Военно-морской музей хочет стать «морским Эрмитажем»
Открытие первой экспозиции запланировано на лето
Директор Центрального военно-морского музея (ЦВММ) Андрей Лялин надеется, что первый из восемнадцати залов, посвященных истории русского флота, распахнет двери в День ВМФ — и это станет подарком к празднику всем горожанам.
Еще немного — и первые посетители заполнят залы музея
Пока же музейные работники заняты тем, что распаковывают и оформляют экспонаты, готовя им «новую прописку», определяя, чему в каком зале быть, даже чему в каком шкафу стоять, иначе, как отметила главный хранитель музея Наталья Шишкова, экспонаты могут затеряться внутри музейного пространства.
— У нас все сохранено: был серьезный контроль по линии КГИОП. И сегодня музей представляет собой серьезный комплекс технических сооружений, экспозиционных площадей и фондохранилищ, — говорит Андрей Лялин. — Ведь мы переехали из здания, где располагались на 9,5 тысячи квадратных метров, в казармы, где этих метров — 23 тысячи. Я думаю, нам удалось привести комплекс к мировым стандартам, что, кстати, отмечают и наши зарубежные коллеги.
— Мы даже шутим, что становимся «морским Эрмитажем», — говорит замдиректора по научной работе Сергей Курносов. — Чтобы обойти все наши экспозиционные пространства, посетителям, как в Эрмитаже, понадобится целый день.
И хотя при переезде из старинного здания Биржи, где музей находился еще с довоенных времен, в современное здание Крюковых казарм все внимание было уделено уникальной коллекции, все же потери были.
Так, при транспортировке разрушено носовое украшение корабля (гипсовая фигура Витязя работы Клодта), повреждена пушка времен Великой Отечественной войны, которую в ЦВММ привезли из Шлиссельбурга... А один из крупногабаритных экспонатов — самолет «И-16», который пришлось демонтировать, чтобы перебазировать в отремонтированное здание казарм, — спикировал на пол, когда его пытались установить, и также был поврежден. Но все постепенно восстанавливается — например, отреставрированная фигура Витязя уже заняла свое место на стене атриума.
— Перевезти в здание Крюковых казарм нашу огромную уникальную коллекцию, которая в свою очередь состоит из 57 самых разнообразных коллекций — а это подлинные корабли и самолеты, живопись, флаги, знамена, оружие, — было очень сложно. Но во время переезда не был утрачен ни один экспонат — все предметы перемещены в новое здание, — уточнила Наталья Шишкова. — Это колоссальный труд, и мы справились с этой задачей.
По ее словам, переезд музея в 1939 — 1940 годах в здание Биржи (тогда его коллекция была в 15 раз меньше и насчитывала 50 тысяч музейных предметов), совершился за 17 месяцев, в то время как нынешний произошел быстрее и занял менее года.
И действительно, музей закрыл свои двери для посетителей осенью 2011 года, а еще годом ранее были закрыты фондохранилища.
— А теперь осталась самая короткая, финишная прямая — перевезти из Биржи последние крупные предметы, — отметила главный хранитель.
Что же касается филиала музея — крейсера «Аврора», то пока ни о каком его возвращении в «боевой строй» речь не идет.
— Чтобы корабль был на ходу, нужно изучить вопрос, учесть мнение экспертов, экологов, ведь такого в мире нет — чтобы судно, которому сто лет, было на ходу, — отмел все домыслы Андрей Лялин.
Директор музея в беседе с корреспондентом «Вечёрки» сообщил, что ЦВММ подготовлен новый проект — о продлении срока находящегося во временном хранении гюйса (носового флага легендарного «Варяга»), который сохранили для нас корейцы.
— По договору он должен перемещаться по разным городам для патриотического воспитания молодежи, а мы хотим, чтобы гюйс оставался у нас надолго, — сказал Андрей Лялин. — И на днях состоится встреча двух президентов — Владимира Путина и его южнокорейского коллеги Пак Кын Хе, в ходе которой должен быть решен этот вопрос.
Метки: Музейное дело Из первых рук Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов