Военно-морской музей съедет на Смоленку
Только на упаковку экспонатов понадобится более миллиарда рублей
На минувшей неделе окончательно стало известно, что Центральный военно-морской музей все-таки съедет из исторического здания Биржи на Биржевой площади, 4. Освободившиеся от музейных экспонатов помещения сначала отреставрируют, а затем передадут новому хозяину — нефтяной бирже.
Как заявил начальник Центрального военно-морского музея Нурчук ШИДАКОВ (на снимке), который всего только месяц находится в должности, музей в здании Биржи оставлять было нельзя.
— Это здание не приспособлено для экспонирования и хранения коллекции, тем более такой уникальной и бесценной, как коллекция музея. Оно находится в аварийном состоянии: ремонт делался до революции и еще в конце 50-х годов. Поэтому, во-первых, полноценно экспонировать коллекцию музея невозможно. И во-вторых, нет соответствующих требованиям хранилищ для фондов: все экспонаты находятся в ужасных условиях, не соблюдается температурно-влажностный режим. И если мы болеем душой за музей, то надо понять, что коллекция должна занять достойное место. И с этой точки зрения строительство для музея специального здания имеет смысл.
— И на каком этапе находятся работы?
— В этом вопросе уже согласованы действия губернатора и Минобороны (музей находится в ведении военного учреждения. — Л. К.), прорабатываются документы по реализации проекта и выбрано место — в устье реки Смоленки. Там, на берегу, построят специальное здание с двумя фасадами, один из которых выходит на залив, и по метражу, кстати, оно будет в два с половиной раза больше, чем то, что у нас есть сегодня.
Вы знаете, я очень много разговаривал со специалистами, которые отвечают за фонды и экспозицию Центрального военно-морского музея. И каждый из них просто плачет навзрыд из-за того, что приходится существовать в очень тяжелых условиях.
Вы только представьте: в центре европейской столицы такое уникальное здание отапливается угольной котельной! Как это можно? Много и других проблем, например при наводнениях. Периодически, когда поднимается вода, мы вынуждены в авральном режиме, в боевой готовности стоять и ждать момента, когда пора начинать действия по спасению коллекций.
Многие люди, которые уважительно относятся к истории, ради того чтобы познакомиться с какой-нибудь музейной коллекцией, могут приехать не только в другой район, но и в другие страны. Так что я не вижу в переезде музея на новое место особых противоречий — главное сохранить уникальную коллекцию и достойно ее экспонировать.
— Но ведь специалисты утверждают, что некоторые экспонаты невозможно вывезти, не повредив их. К тому же раньше говорилось, что причина аварийности здания Биржи — плохая гидроизоляция, которую в принципе можно было бы исправить...
— Ну хорошо, а разве лучше, если экспонаты будут храниться в каких-то подвалах и их никто не увидит? Я думаю, что эти экспонаты надо вывезти сейчас, когда готовится функционально-техническое задание под строительство нового здания, и все эти вопросы учесть при проектировании. Я целый месяц обхожу фонды музея, и у меня содрогается сердце оттого, что уникальные, подлинные вещи хранятся в не приспособленных для этого помещениях!
— Нурчук Идрисович, вот вы говорили, что приходится наводнения встречать в полной боевой готовности, а разве на новом месте таких проблем не будет?
— Но здание же будет строиться специальное, с применением новых технологий! Я смотрел место предполагаемого строительства и скажу, что в любом случае музей не будет ущемлен.
— А с какого года музей находится в здании Биржи, ведь известно, что первоначально он располагался в здании Главного Адмиралтейства?
— В здание бывшей Фондовой биржи музей переехал в 1939 году, а не в дореволюционное время, как многие думают. И только в феврале 1941-го в новых залах открылась экспозиция. Через два года музей отметит 300-летие, и, конечно, этот юбилей мы должны встретить в достойных помещениях. Вот, к примеру, мы приходим в Центральный музей Вооруженных Сил, который находится в Москве, — там есть смотровая площадка, всюду подсветки. В нашем музее это невозможно сделать, потому что техническое оснащение здания подразумевает какое-то вмешательство в конструкцию. А если будет строиться новое здание, то при современной технике мы будем иметь больше возможностей.
— А рассматривались какие-то альтернативные проекты?
— Мы, конечно, изучали этот вопрос и пришли к выводу, что переезжать в какое-то другое историческое здание особого смысла нет. Знаете, это все равно что менять шило на мыло.
— Предстоящий переезд — дело хлопотное, обычно в это время что-то теряется, ломается, а сколько средств нужно потратить...
— Ну, когда переедем, я вам точно скажу. А сейчас, по предварительной оценке, только на упаковку наших экспонатов нужно более одного миллиарда рублей! Кстати, упаковкой будет заниматься специально подготовленная фирма, имеющая соответствующий сертификат.
Кстати
По словам председателя комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова, сейчас Военно-морской музей занимает около 9 тысяч кв. м, а в новом комплексе для экспозиции будет отведено около 25 тысяч кв. метров.
Метки: Недвижимость Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов