Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Военные будни «Ленфильма»

Воспоминания сотрудников киностудии, архивные документы, вырезки из газет перечитал наш обозреватель Артемий Аграфенин

Многие работники киностудии «Ленфильм» ушли на фронт в первые же дни войны. В книге «Памяти погибших товарищей», хранящейся в архиве киностудии, записано 359 имен ленфильмовцев, отдавших свои жизни на фронтах и в осажденном Ленинграде. Фильмы Победы, снятые в годы войны, в первые послевоенные годы и позже, мы подчас воспринимаем как хронику…


Автограф на Рейхстаге

Из архивов киностудии «Ленфильм» (публикация газеты «Кадр», 5 апреля 1975 года, «Не забыть никогда»):

«Этот воскресный день был тихим и солнечным. Режиссер Ян Фрид в скверике вместе с актером Марком Бернесом, который начал сниматься в главной роли музыкального фильма «Жених с миллионами». Ждали аккомпаниатора, чтобы провести репетицию. В одном из павильонов уже были построены декорации… Но радио принесло грозную весть: война! Все, словно бы по команде, пришли ленфильмовцы на студию. Заместитель секретаря Я. Б. Фрид открыл стихийно возникший митинг.

— Наш долг — стать в ряды защитников Родины, — говорили выступавшие».

Список добровольцев ополчения оказался внушительным. В него вошли не только рядовые сотрудники студии, но и известные режиссеры, операторы, художники.

Самого Я. Б. Фрида направили учиться в Высший военно-политический институт РККА, который находился в городе Калинине. Учеба была недолгой: 14 октября 1941 года весь состав училища ночью по боевой тревоге принял боевое крещение в сражении с фашистским десантом.

А завершил войну режиссер в поверженном Берлине, в котором оказался как раз утром 9 мая.

Про этот день он вспоминал:

«Этот день не забыть никогда. На окнах уцелевших домов, на балконах развевались белые полотнища — символ капитуляции».

Любопытно, что среди других бойцов Красной армии оставил свой автограф на стене Рейхстага и будущий автор таких известнейших картин, как «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Летучая мышь» и другие, — Я. Б. Фрид.

А кино снимали…

Уже 24 июня 1941 года, почти на следующий день после начала войны, на «Ленфильме» начались съемки первой советской короткометражки военного времени «Подруги, на фронт!» режиссера Виктора Эйсымонта. В ней участвовали герои фильма «Фронтовые подруги», вышедшего на экраны за месяц до начала войны и посвященного борьбе с белофиннами.

7 июля 1941 года Комитет по делам кинематографии при СНК СССР принял постановление о выпуске периодических боевых киносборников «Победа за нами».

А 11 августа в кинотеатрах начал демонстрироваться «Боевой сборник №2», состоящий из 5 киноновелл, поставленных на «Ленфильме», — первый полнометражный фильм студии о войне.

8 августа основная часть творческих кадров киностудии «Ленфильм» и техника — ценные кинокамеры, звукозаписывающее оборудование и другое — решением правительства эвакуировали в Алма-Ату.

7 сентября 1941 года Совет народных комиссаров СССР разрешил организовать в тогдашней столице Казахстана киностудию художественных фильмов.

15 ноября 1941 года Комитет по делам кинематографии при СНК СССР вынес решение о создании в Алма-Ате временной киностудии ЦОКС — Центральной объединенной киностудии худфильмов. Она была создана из находящихся в городе киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-Атинской на технической базе киностудии «Ленфильм» в помещениях Дворца культуры и кинотеатра «Ала-Тау».

Впрочем, в неразберихе первых дней войны кто-то активно начал работать на киностудиях Ташкента и Баку.

Ушли на фронт

В годы Великой Отечественной войны многие ленфильмовцы с оружием в руках защищали Ленинград. Сражался у стен нашего города и известнейший до войны режиссер, автор фильма «Поэт и Царь» и многих других — Евгений Червяков.

В июле 1941 года он закончил одну из первых советских короткометражек военного времени — «У старой няни». В августе она вышла на экраны.

23 августа на стол директора киностудии легло заявление Е. Червякова. В нем размашистым твердым подчерком были написаны всего две с половиной строчки: «Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами». Так Е. Червяков простым солдатом ушел на фронт. Позже он окончил курсы младших командиров и стал старшим лейтенантом Красной армии. В тяжелом бою 16 февраля 1942 года Е. Червяков был смертельно ранен. На следующий день он умер в госпитале. Ему было 42 года.

Евгений Червяков захоронен среди других солдат в деревне Новая Малукса возле Мги. В этом мемориале покоится прах еще более 21 тысячи воинов, защищавших Ленинград.

Хроника блокады

В Ленинграде все годы войны работала группа ленфильмовцев, выпуская художественные, короткометражные и учебные фильмы и принимая участие в хроникальных съемках.

Из воспоминаний кинооператора Евгения Шапиро:

«В вечернюю смену 21 июня 1941 года я закончил снимать последний кадр на картине «Антон Иванович сердится». Актер Нелидов, игравший у нас профессора, пригласил меня и моего ассистента В. Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Мы немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из нас рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, мы расстались, и я уехал на дачу. Разбудил меня мальчик, который кричал с улицы: «Дяденька, война!».

Так же как Червяков, Фрид и многие другие ленфильмовцы, Евгений Шапиро ушел на фронт добровольцем.

«Меня направили во вторую дивизию народного ополчения, потом она была переформирована в 57-ю дивизию действующей армии. Там я и служил в пехотном полку командиром взвода, потом командиром роты», — вспоминал Шапиро.

В начале 1942 года Шапиро ранило, и он попал в госпиталь. Однажды бойцов посетил член Военного совета, начальник политотдела армии генерал Овчаренко, который страстно любил кинематограф. Ему рассказали, что в госпитале его армии оператор, старший лейтенант, снимавший фильм «Антон Иванович сердится».

Генерал пришел в палату, подошел к койке ленфильмовца и… отругал его по первое число. «Нам, — сказал он, — надо учиться у немцев. У них в каждой дивизии свой кинооператор, а у нас операторы служат командирами рот. На кой черт нам такие командиры?»

Когда Шапиро выписался, его вызвали к генералу Овчаренко. Тот был в землянке, там же стояла кинопередвижка, крутили фильм «Антон Иванович сердится». Удивительно, но Шапиро видел этот свой фильм в первый раз, поскольку из-за начала войны пропустил премьеру.

Генерал Овчаренко направил Шапиро в Ленинград на дальнейшее прохождение воинской службы во фронтовой съемочной группе. Это было в марте 1943 года.

Шапиро прикрепили к 23-й армии, действовавшей на Финском фонте, на Карельском перешейке. Задания он получал от штаба фронта и, когда было нужно, направлялся и в другие армии.

Из самых важных событий, которые пришлось снимать Евгению Вениаминовичу, — прорыв блокады Ленинграда и взятие Шлиссельбурга.

А какие авторы тогда снимали хронику в осажденном Ленинграде! Михаил Дудин, Вадим Шефнер…

«…Мне на всю жизнь запомнились первые пленные немцы. Наше командование для поднятия бодрости ленинградцев дало приказ провести их по Невскому проспекту. И мне довелось их снимать. Это было в 43-м году, вскоре после прорыва блокады», — вспоминал Шапиро.

Каждую неделю на экраны города выходил киножурнал, который выпускала специальная редакция на основе снятых материалов. В конце 1943 года братья Васильевы привезли в Ленинград свой новый фильм «Фронт». Они показали картину, смотрели материал, работу. Режиссеры высказали горячие слова благодарности за то, что военные кинооператоры делали в осажденном городе. Эта встреча с товарищами осталась у Шапиро в памяти надолго.

Девятьсот дней была блокада, девятьсот дней действовала, снимала, сражалась с фашизмом Ленинградская объединенная киностудия, ни на один день не прекращая своей работы.

Концерт у линии фронта

Из воспоминаний Б. Будяковского, майора в отставке, бывшего инструктора политотдела:

«Меня, как и многих культурных работников, зачислили в бойцы агитвзвода в Ленинграде. За стенами Дома культуры имени 1-й Пятилетки, где была основная база агиттеатра, грохотали зенитки, громыхали танки. А внутри шла напряженная работа: готовилась первая программа, призванная поднимать боевой дух защитников Ленинграда. Репертуар театра ежедневно менялся и пополнялся за счет новых газетных материалов, фельетонов, стихов и песен. Среди бойцов агитвзвода были и свои авторы: драматург Горбенко, поэт Ю. Широкий, поэтесса Е. Рывина. В музыкальном оформлении программы вплоть до отъезда из Ленинграда большую помощь оказывал Д. Шостакович. И душой всего этого уникального подразделения был Николай Черкасов».

Первое выступление агиттеатра состоялось 23 июля 1941 года в Летнем саду на импровизированной эстраде у памятника Крылову. Боевым крещением стало выступление 25 июля 1941 года в авиационной части, стоявшей на страже ленинградского неба. Во время концерта, проходившего с большим подъемом, была объявлена тревога. Моментально часть зрителей взмыла в небо. Завязался воздушный бой. Теперь актеры оказались в роли зрителей. А когда два фашистских самолета камнем пошли вниз, они громкими криками стали выражать свое восхищение героизмом советских летчиков. После боя концерт был продолжен.

Агитвзвод было решено превратить в драматический театр, в труппу которого вошли 50 человек.

Бойцы-актеры и руководство агитвзвода все чаще задумывалось о создании большого спектакля. Летом 1942 года на страницах «Правды» стали печатать пьесу К. Симонова «Русские люди». 8 августа состоялась премьера спектакля.

В конце ноября 1942 года агитвзвод осуществил постановку пьесы А. Корнейчука «Фронт». В феврале 1943 года состоялась премьера новой работы — «Полководец Суворов» А. Бехтерева и А. Разумовского.

В этих спектаклях участвовали и те, чьи имена мы постоянно встречаем в картинах «Ленфильма», — артисты Ф. Никитин, Е. Копелян, А. Костричкин и другие.

Агитвзвод дал в частях подразделениях Ленинградского фронта свыше 1000 концертных выступлений и 150 спектаклей.

Возвращение в Ленинград

25 января 1944 года Совет народных комиссаров СССР признал необходимым начать восстановление киностудии «Ленфильм».

3 марта 1944 года Комитет издал приказ о восстановлении деятельности киностудии в Ленинграде. В короткий срок строительные организации города при активной помощи работников «Ленфильма» восстановили разрушенные помещения, смонтировали оборудование.

26 июня 1944 года в павильонах восстановленного «Ленфильма» начались съемки картины «Морской батальон» (режиссеры А. Минкин и А. Файнциммер), вышедшей на экраны в том же году.

Среди картин, созданных ленфильмовцами в годы войны, — «Боевые киносборники», «Оборона Царицына» (1942 год, режиссеры братья Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943 год, режиссер А. Иванов), «Фронт» (1943 год, режиссеры братья Васильевы).

Фильм «Подводная лодка Т-9», поставленная А. Ивановым на Бакинской киностудии, рассказывает о подвиге экипажа подводной лодки, сумевшего пробраться во вражеский порт и там потопить транспорты противника, а затем, высадив на берег нескольких моряков из команды лодки, взорвать полотно железной дороги и пустить под откос вражеский эшелон с оружием. Главную роль капитана исполнил Олег Жаков. Успех фильма в значительной степени объясняется тем, что артист пытался показать образ советского командира, что режиссер и актер думали о характере своего героя, о том, чтобы сделать его индивидуальным, человечным. Хотя основное место в фильме уделяется героическим поступкам моряков.

Батальные эпизоды занимали главное место и в картинах А. Зархи и И. Хейфица — «Малахов курган», посвященной обороне Севастополя, А. Минкина и А. Файнциммера — «Морской батальон», рассказывающей о борьбе моряков Балтики против фашистских войск в дни героической обороны Ленинграда.

Картина братьев Васильевых «Фронт» появилась в то время, когда положение на фронтах решительно изменилось по сравнению с началом войны. Однако именно первый период и был изображен в фильме. В этой картине режиссеры впервые попытались основываться не на боевых действиях, а на образах советских воинов. Наряду с показом того, как побеждала Советская армия, появилась необходимость показать — кто побеждал. Солдат и командир, боец и военачальник должны были занять свои места в киноискусстве. Причем «Фронт» был первым фильмом, где кинематографисты показали целый ряд весьма серьезных недостатков в Советской армии в начале войны. В этом фильме батальные сцены ушли на второй план.

Фильм «Она защищает Родину» (1943 год, режиссер Ф. Эрмлер) страстно и гневно рассказывает о борьбе советских партизан с фашистскими захватчиками. Фильм с большим успехом демонстрировался в годы войны во многих странах.

Фильм «Великий перелом» (1945 год, режиссер Ф. Эрмлер) впервые показал жизнь штабов Советской армии и рассказал о крупных советских военачальниках. Он был удостоен премии на 1-м Международном кинофестивале в Канне (Франция, 1946 год).

Продолжая развивать и укреплять дружеские и культурные связи с Монгольской Народной Республикой, кинематографисты «Ленфильма» в годы войны закончили постановку фильма «Его зовут Сухе-Батор» (1942 год, режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц), высоко оцененного зрителями и правительствами обеих стран.

Активное участие в годы войны операторы и режиссеры «Ленфильма» принимают в съемках военной кинохроники и в создании ряда документальных картин, крупнейшей из которых является «Разгром Японии» (Центральная студия кинохроники, 1945 год, режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц).

В память о 359 ленфильмовцах, погибших во время Великой Отечественной войны, 7 мая 1970 года во дворе киностудии был открыт памятник, который стоит здесь и по сей день и до сих пор напоминает молодым кинематографистам о подвигах сотрудников «Ленфильма» в годы войны.

↑ Наверх