Газета выходит с октября 1917 года Thursday 21 ноября 2024

«Волшебство безысходности»

Музей нонконформистского искусства до 15 февраля приглашает в Большой зал на выставку Марка Петрова

Марк Петров — один из художников «арефьевского круга», учился, как и многие из них, в СХШ, но, в отличие от многих, школу закончил. Работал в Ленинградском художественном фонде, много занимался промышленной графикой и дизайном: создавал рекламу «Аэрофлота» и карту метрополитена, этикетки спичечных коробков и электроприборов, декоративную бумагу в записных книжках, конверты для грампластинок... С конца 1980-х тихо жил в Выборге, где и скончался в 2004 году.

«Торс в черном». 1966.

«По стилистике Марк Петров не очень вписывается в арефьевскую группировку, — сказал на церемонии открытия куратор выставки художник Евгений Орлов. — У него нет любви «арефьевцев» к быту, художник предпочитает показывать свой внутренний мир». Художник Олег Котельников продолжил мысль Евгения Орлова, заявив, что творчество Марка Петрова — пример подлинно духовного в искусстве. По мысли известного питерского коллекционера нонконформистского искусства Николая Благодатова, художник продолжает ленинградские традиции 1930-х. «Послевоенный нонконформизм — это не революция, а эволюция, продолжение великого потока ленинградского-петербургского искусства, который сделал, по-моему, эпоху», — утверждает Николай Иннокентьевич.

По мнению критика Екатерины Андреевой, «история Марка Петрова — это особая страница ленинградского мифа: она о личном выборе «маленького человека», который в обществе немногих друзей и в одиночку противостоит насилию как принципу социальной жизни. Противостояние, и это главное, здесь сугубо эстетическое: миссия художника — проявлять красоту мира и тем самым приводить в гармонию общественную жизнь».

Гармонизации подвергаются окружающие человека предметы и пейзажи: на выставке много пейзажей и натюрмортов, далеких от красивости, исполненных скрытой гармонии — при этом важна подчеркнутая неброскость цветовой гаммы. Художник эстетически осмысляет и историю: несколько работ называются «Воспоминания о будущем», в них портреты соседствуют с черепами — мементо мори! — и различными художественными предметами — статуями, старинными головными уборами. Изображение человеческого тела достигает философской глубины: «Торс в черном» кажется поначалу горами на фоне неба, и только потом зритель понимает, что это — всего лишь декольте дамского платья. Но особенно много говорит о месте человека в мире — и одновременно о мятущейся человеческой душе — графика художника: здесь взлетают прозрачные ангелы и разворачиваются перед глазами зрителя надмирные пейзажи.

«Воспоминания о будущем». 1968 — 1989

↑ Наверх