Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Восстановили памятник Александру Попову

И вспомнили необычные истории, связанные с его скульптурами в Ленинграде

21 апреля, в канун 120-летия изобретения радио и 70-летия учреждения Дня радио, в ЛЭТИ откроют скульптуру русского изобретателя радио.

Как сообщили «Вечернему Петербургу» в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), памятник Попову работы замечательного ленинградского скульптора Марии Тимофеевны Литовченко (1917 — 2003) имеет особую историю. Он был создан еще в начале 1950-х годов. В 1958 году скульптуру установили на набережной реки Крестовки, на Каменном острове — перед Научно-исследовательским институтом радиовещательного приема и акустики имени А. С. Попова. В 2005-м бюст на постаменте из розового гранита был демонтирован — в связи с реконструкцией территории.

Памятник Александру Попову на территории ЛЭТИ Фото: eltech.ru

«И вот теперь он занял свое место на территории ЛЭТИ, где Александр Степанович был первым выборным директором, перед домом, где он провел последние дни», — рассказывает руководитель пресс-службы Александр Сажин и добавляет, что к воплощению образа ученого скульптор Мария Литовченко обращалась неоднократно. Она — автор памятника Попову, открытого в 1954 году в Москве на Аллее ученых в МГУ, и также автор памятника на могиле ученого на Литераторских мостках в Петербурге.

Кроме этой скульптуры в ЛЭТИ в Северной столице и ее пригородах есть еще три памятника Попову. «Это известный каждому лэтишнику величественный памятник в сквере близ станции метро «Петроградская», а также памятники в Петродворце перед зданием Военно-морского института радиоэлектроники им. А. С. Попова и в Кронштадте — в сквере на Макаровской улице перед мемориальным музеем ученого, — продолжает Александр Сажин. — Кроме того, в городе установлено около 15 памятных досок на зданиях, связанных с деятельностью Александра Степановича».

Памятник у «Петроградской», в сквере на Каменноостровском проспекте, 39 — 41, также имеет необычную историю. Постановление о его сооружении в Ленинграде было принято Советом народных комиссаров СССР 2 мая 1945 года: в пакете с учреждением Дня радио. Только в 1949 году был объявлен конкурс на проект, в котором победил известный скульптор Вениамин Боголюбов. В 1954 году мэтр скончался, не успев завершить модель памятника. Закончить работу доверили коллективу молодых скульпторов, среди которых был Михаил Аникушин.

Открыли памятник на Кировском проспекте, как тогда именовался Каменноостровский, в марте 1959 года. А продолжатель дела Боголюбова Михаил Аникушин впоследствии «потеснил» ту работу своего учителя, которая с 1950 года была визитной карточкой Ленинграда. Вплоть до 1968 года южные въездные ворота города — Среднюю Рогатку — венчал памятник Ленину, автором которого был Боголюбов. Затем, в связи с сооружением колоссального монумента Героическим защитникам Ленинграда к 30-летию Победы, двухметрового боголюбовского Ильича демонтировали и перевезли в Зеленогорск, на Приморское шоссе.

Автором монумента на Средней Рогатке, на площади Победы, был Михаил Аникушин. Он же сделал к 22 апреля 1970 года, к столетию со дня рождения Ленина, своеобразную замену смещенному кумиру: перед Домом Советов на Московской площади, также при въезде в город, был установлен его Ильич. Также с протянутой правой рукой, но уже высотой в 8,5 метра. Фигуры различаются высотой, динамикой, а еще тем, что первый Ильич держал кепку в опущенной левой руке, а второй, аникушинский, протягивает ее вперед правой рукой. В питерском городском фольклоре фигуру на Московской площади именуют «танцор с кепочкой».

↑ Наверх