Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Вот здесь он, все ломая, как таран, кругами полз по собственному следу…»

19 декабря 75 лет назад в нашей стране на вооружение был принят Т-34 — «танк Победы»

«Тридцатьчетверка» признана лучшим танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире за всю историю танкостроения. Составляя перечень «главных преимуществ русских» во время Великой Отечественной, немцы неизменно выделяли: «Жуков. Выносливость советского солдата. Т-34». «ВП» вспоминает сегодня историю создания этой легендарной машины, а также ее характеристики и достоинства.

Танк — штука тонкая. Сегодня ты король на поле боя. А завтра тебя запросто подбивают из обычного бронебойного ружья. На любую самую опасную и неуязвимую машину может найтись противотанковое орудие. Поэтому заочная схватка на мировом танковом поле — в конструкторских бюро и на заводах — всегда была не менее горячей, чем реальные столкновения на поле боя.

Во время Гражданской войны в Испании, где активное участие принимали советские Т-26 и БТ-5, стало совершенно очевидно: наши танки устарели! Обычная 37-миллиметровая пушка колола их, как орехи. Отечественным конструкторам поставили задачу: немедленно приступить к созданию танка нового поколения. В 1936 году эту работу поручили Михаилу Ильичу Кошкину — выпускнику Ленинградского машиностроительного института, талантливому организатору и конструктору.

Работа проходила в КБ на Харьковском машиностроительном заводе. Будущий танк должен был иметь усиленную броню, мощное вооружение. К концу 1939-го инженеры сконструировали два первых опытных образца. Верховное руководство приказало для демонстрации своим ходом прибыть в Москву! В одну из мартовских ночей 1940 года закамуфлированные до неузнаваемости, по заброшенным дорогам из Харькова в Москву отправились первые «тридцатьчетверки» — танк №1 и танк №2. Одну машину вел сам Кошкин. За успех марша он отвечал головой.

Спустя 10 дней танки въехали на площадь перед Кремлем. Еще через неделю Государственный комитет обороны постановил: начать серийное производство нового танка под модельным номером Т-34. Во время обратной дороги Михаил Ильич тяжело простудился — сказалось общее переутомление организма. Так и не увидев своего детища в деле, через полгода в возрасте 40 лет он умер.

Танк-конструктор: быстрее и больше!

К началу войны на вооружении Красной Армии состояло около одной тысячи Т-34. Однако в первый же месяц практически все они были потеряны, так и не вступив в полноценные бои. Причины: слабая освоенность личным составом, тактическая неграмотность, стремительное перемещение линии фронта. Из-под конвейера в Харькове продолжали выходить новые танки, но производство их осложнялось тем, что броневые детали изготавливались в Мариуполе, а пушка — в далеком Ленинграде. Скоро возникла еще одна проблема — захват самого Харькова!

В авральном порядке завод эвакуировали на Урал — в Нижний Тагил. Кировский был переправлен в Челябинск. Танки также выпускал Сталинградский тракторный. За производство боевых машин взялся Горьковский судостроительный…

Параллельно с производством началась и непрерывная модернизация Т-34. Только до конца 1941 года в первоначальный проект было внесено больше трех тысяч изменений, суть которых сводилась к устранению недостатков и максимальному упрощению конструкции. Главный принцип строительства — «Больше и быстрее!». Результатом такой переработки стал танк-конструктор, который могли собирать женщины и подростки 12 — 13 лет — основная рабочая сила на заводах.

Памятник Т-34 есть во многих городах. Вот и в Городе-Герое Минске он установлен перед Центральным домом офицеров

«Волки» против «Пантер» и «Тигров»

Первое ошеломляющее впечатление на противника Т-34 произвел в битвах на Московском направлении. Так, в октябре 1941 года под Мценском 4-я танковая бригада под командованием Михаила Катукова за пять дней уничтожила 133 танка фашистов, 49 орудий, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами. Потери наших солдат исчислялись единицами. Немцы были потрясены! Основную роль в этом разгроме сыграли «тридцатьчетверки»…

Одним из главных достоинств Т-34 стал угловой наклон башни и бронированных листов корпуса. Если в такую «наклонную плоскость» прилетал снаряд, более чем в половине случаев он просто рикошетил и отскакивал, не причиняя никакого ущерба. Большую роль играло усиленное вооружение — 76-миллиметровая пушка, которая пробивала броню средних немецких танков с полутора-двух километров. Тогда как немцы могли поразить наш танк лишь с расстояния 500 метров, да и то при удачном попадании! Дизельный двигатель (в противовес привычному бензиновому) позволял использовать более дешевое и распространенное горючее. На своих широких гусеницах они преодолевали практически любую пересеченную местность — леса, грязь, болота.

Высокая скорость — до 55 километров в час — позволяла соединениям Т-34 проникать в глубокий тыл противника, осуществлять диверсионные рейды, проводить операции на окружение, «охотясь стаями, как волки» — так говорили немцы. В прямом бою тяжелые немецкие танки часто просто не успевали развернуть башню, пока мимо них проскакивал проворный 34-й.

Наконец, все та же простота в сборке давала возможность здесь же, на поле боя, отремонтировать машину. В этом смысле Т-34 можно сравнить с отечественным автопромом: все разбирается и собирается своими руками. В то время как немецкие танки, особенно поздние модели, были образцами высокотехнологичного искусства. Чтобы произвести средний ремонт «Тигра» или «Пантеры», их приходилось отправлять в Германию. Простота сборки Т-34 позволила нам достичь быстрого численного перевеса в танках: одних «тридцатьчетверок» за время войны было выпущено около 60 тысяч — больше, чем всех немецких танков, вместе взятых!

Стоит сказать и о слабых местах. Внутри наши танки были крайне неудобными. Связь между машинами практически почти до конца войны была на самом низком уровне. Долгое время командир выполнял роль наводчика. В середине 1943 года обнаружились новые недостатки. Германия разработала тяжелые танки «Пантера», «Тигр» и самоходную установку «Фердинанд». Против них наша броня и орудия были бессильны. Однако весной 1944-го советские конструкторы дали немцам ответ, выпустив усовершенствованный Т-34-85 с 85-миллиметровой пушкой и усиленной броней. Именно эта модель и стала вершиной советского танкостроения времен войны. Именно этот танк мы видим на многочисленных постаментах, посвященных героям-танкистам Великой Отечественной.

Первая женщина-танкист Мария Октябрьская

Кстати:

Среди известных советских танкистов, воевавших на Т-34, были женщины. Первой женщиной-танкистом стала Мария Октябрьская, воевавшая на танке «Боевая подруга». В январе 1944-го в одном из боев, раздавив 3 пулеметные точки и 20 солдат и офицеров противника, была тяжело ранена, впоследствии скончалась. Удостоена звания Героя Советского Союза.

Экипаж танка состоял из четырех человек (в конце войны — из пяти). Командир располагался в башне на левом сиденье, заряжающий — на правом. Механик-водитель в отделе управления слева, радист-пулеметчик — справа. Наблюдение за местностью осуществлялось через открытый люк, перископические приборы, прицел пулемета или щели с внутренними заслонками.

Т-34 относится к категории средних танков. Длина его почти 6 метров (модели Т-34-85 — 8 метров). Ширина — 3 м, высота 2,5 метра. Боекомплект составлял 77 — 100 снарядов.

Трофейными Т-34 в разное время были вооружены три фашистские танковые дивизии и несколько дивизий СС (на эти танки наносилась свастика). Восемь «тридцатьчетверок» воевало на немецкой стороне под Прохоровкой.

В настоящее время Т-34 состоят на вооружении 10 стран, среди которых Вьетнам, Куба, Северная Корея, Лаос, Йемен, Гвинея, Мали, Босния и Герцеговина.

***

Воспоминания советских танкистов из книги Артема Драбкина «Я дрался на Т-34»:

«Забота об экипаже ограничивалась только самым примитивным», — утверждает механик-водитель Семен Ария. В момент начала движения и торможения ушибы были неизбежны. Танкистов от травм спасали только танкошлемы. Они же спасали голову от ожогов при возгорании танка.

Контрастирующая со спартанской обстановкой «тридцатьчетверки» комфортность «иномарок» — американских и английских танков — вызывала у танкистов восхищение. «Американские танки «Шерман» я посмотрел: бог ты мой — санаторий! Чтобы головой не удариться, все кожей обшито! — делится своими впечатлениями А. В. Боднарь.— Но для войны непригодны. Потому что эти два дизельных двигателя, эти земляные очистители топлива, эти узкие гусеницы — все это было не для России», — заключает он.

Внешний вид танкиста был весьма непрезентабельным: одежда, руки, лицо — все было запачкано смазкой, гарью от выхлопа и порохового дыма, заляпано пятнами от топлива и снарядной осалки. Постоянная копка укрытий для танка также не добавляла красоты. «К концу любой операции все одеты были кто во что: френчи, гражданские пиджаки, брюки. Советского танкиста в них можно было узнать только по танкошлему», — вспоминает капитан Николай Константинович Шишкин.

Т-34 были эффективным средством поражения не только бронетехники, но и орудий и живой силы противника, мешающей продвижению своей пехоты. Большинство танкистов, воспоминания которых приведены в книге, имеют на своем счету в лучшем случае несколько единиц бронетехники противника, но при этом число расстрелянных из пушки и пулемета пехотинцев врага исчисляется десятками и сотнями человек.

Гусеничные цепи были наиболее часто подвергавшимся ремонту элементом танка Т-34. «Гусеницы рвались даже и без пуль, без снарядов. Когда между катками попадает грунт, гусеница, в особенности при повороте, натягивается до такой степени, что не выдерживают пальцы и сами траки», — вспоминает А. В. Марьевский. При этом гусеницы были серьезным демаскирующим фактором. «Тридцатьчетверка», она не только ревет дизелем, она еще и гусеницами клацает. Если приближается Т-34, то раньше услышишь клацанье гусениц, а потом мотор.

↑ Наверх