Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

«Возьмешь кусочек души, положишь его в конверт…»

Первый почтамт (тогда он назывался Почтовый двор) был открыт в 1714 году около Троицкой пристани на Неве

До 31 июля в Центральном музее связи им. А. С. Попова (Почтамтская ул., 7. Вых. — вс., пн. Тел. 323-97-18) — выставка, посвященная 300-летию Петербургского почтамта. 

Почтальон. Конец XIX — начало ХХ века.


Открывая выставку, директор музея Людмила Бакаютова отметила, что, несмотря на повсеместное распро­странение электронных средств связи, обычная почта никуда не денется: «Почта всегда будет необходима, прежде всего — для официальной и конфиденциальной корреспонденции, не говоря уже о бандеролях и посылках. Во всем мире почтовые музеи не закрываются, а, наоборот, открываются — например, совсем недавно открылся музей почты в Финляндии, в Тампере». 

Все документы и фотографии на выставке — подлинники. Из редких, уникальных документов — подорожная, подписанная великим князем Александром Павловичем (через несколько лет — императором) и графом Аракчеевым. «Мы могли все отсканировать, обработать в фотошопе, но это было бы уже не то, — сказала в беседе с корреспондентом «ВП» куратор выставки заведующая отделом документальных фондов Надежда Лосич. — Мне, например, очень важно, что документы и фотографии пожелтели, у некоторых оторваны уголки — видно, что они прошли через многие руки». Фотографии — свидетельства того, как и кто работал на почте в разные годы: рекомендуем сравнить позы и лица личного состава отдела доставки высочайшей корреспонденции (фото 1892 года) и членов первого кружка повышения квалификации работников почты (фото 1926 года): пришли иные времена, холеность и вальяжность сменились нагольной бедностью…

Почта, письма ассоциируются с чем-то важным и глубоко личным. И в истории петербургской почты важную роль сыграли личности — прежде всего Александр Безбородко — видный государственный деятель екатерининской эпохи (именно в его бывшем дворце располагается музей); на выставке есть его литографированный портрет. С именем еще одного исторического деятеля, директора почтового департамента Константина Булгакова, связан любопытный документ под названием «Правила для приемщиков писем и билетов на город­скую почту». Оказывается, поначалу почтовые ящики располагались в мелочных лавках, и «Правила» предписывали не чинить никаких препятствий людям, желающим опустить в ящик письмо. Кстати, вряд ли кто-нибудь такие препятствия чинил: владельцы лавок получали за труды десять процентов выручки.

Фото предоставлено отделом документальных фондов Музея связи им. А. С. Попова
↑ Наверх