Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Возможно ли подземное развитие Петербурга?

Вновь обсуждаются проекты паркингов

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга объявил конкурс на предпроектные работы по созданию четырех подземных паркингов: под Владимирской и Конюшенной площадями, рядом с Витеб­ским вокзалом (под Винокурцев­ским проездом) и у ТРК «Варшавский экспресс». Но эксперты, относящие себя к разряду градозащитников, бьют тревогу, полагая, что выделенные на предпроектные работы 15 миллионов бюджетных рублей могут быть попросту закопаны в землю.

В Северной столице сегодня паркуются на любом свободном пятачке.

Опасения специалистов, в числе которых представители профильных институтов, ставят под угрозу перспективы развития транспортной инфраструктуры Северной столицы. Между тем в течение деловой недели пробки в центре, где расположено большинство административных зданий и бизнес-центров, достигают 9 — 10 баллов. При этом на прошедшем в июне в Санкт-Петербурге международном форуме геотехников его участники сошлись во мнении, что развитие исторических мегаполисов невозможно без освоения подземного пространства, а высокие современные технологии способны обеспечить безопасность этого процесса. По мнению приглашенных иностранных экспертов, подземное строительство позволяет избавиться от гигантомании наземного строительства, обеспечить развитие рекреационных зон и в целом сделать жизнь на поверхности в мегаполисах более комфортной.

Однако петербургские градозащитники считают, что подвижность грунтов в Петербурге — проблема непреодолимая, из-за чего при устройстве любого котлована неминуема осадка соседних зданий. В очередной раз пытаясь объяснить горожанам, почему общемировой тренд развития архитектуры мегаполисов не подходит Петербургу, председатель петербургского ВООПИиК Александр Марголис напоминает, что при реконструкции «Коринтия Невский Палас Отель» на Невском даже с применением самых современных технологий в 2002-м частично обрушились пять домов неподалеку. Его поддерживает и генеральный директор компании «Геореконструкция» Алексей Шашкин. В своих интервью эксперт категорично высказывался по поводу строительства станции метро «Театральная» и второй сцены Мариинки, называя их «колоссальным стрессом» для театра.

В то же время член научно-методиче­ского совета Минкульта РФ профессор Евгений Пашкин считает, что именно нежелание чиновников нести ответственность не позволяет городу продвигаться вперед и «развиваться в том направлении, в котором развивается весь цивилизованный мир». Эксперт приводит в пример успешные проекты освоения подземного пространства Москвы под зданиями-памятниками: Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, деревянным дворцом музея-усадьбы «Останкино». Целый подземный город выстроен под средневековыми кварталами Амстердама, где геологические условия не проще петербургских. Под Кельнским собором успешно действует двухэтажный паркинг, свои нижние ярусы есть под Букингемским дворцом и Вестминстерским аббатством.

«У нас одна установка: не дать разрушить город, — отвечает на это и. о. председателя КГИОП Александр Леонтьев. — Мы не говорим о тотальном запрете на подземные работы, но убеждены в том, что в Петербурге они требуют чрезвычайной осторожности».

Профессор Технического университета в Генте Вильям ван Импе утверждает, что хорошо знаком с грунтовыми условиями Петербурга. «Да, они непростые, но не уникальные. Есть города, где ситуация схожая, а то и посложнее, — как Мехико-Сити, например», — заявил эксперт. По его мнению, петербургские «перестраховщики» очень любят говорить о слабых грунтах, которые будто бы делают подземное строительство невозможным. На самом же деле существует немалое число вариантов глубинно-пространственного освоения (novayagazeta.spb.ru/articles/8886/).

Интересно, что гендиректор «Геореконструкции» Алексей Шашкин, несмотря на повсеместную критику отдельных проектов, все-таки явным противником освоения подземного пространства не является. Просто, согласно его заверениям, только компания «Геореконструкция» располагает квалифицированным штатом специалистов для разработки сложных геотехнических проектов. Утверждение кажется спорным, ведь именно эта компания была первым проектировщиком второй сцены Мариинки, со скандалом отстраненным от работ. При этом финансовые претензии заказчик в лице города и геореконструкторы вынуждены были решать в суде (ppt.ru/news/57084). Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал законным прекращение действия государственного контракта между ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и НПО «Геореконструкция-Фундамент». По словам представителя дирекции, «генеральный проектировщик не способен обеспечить процесс проектирования на должном уровне, не справляется с объемом поставленных задач».

По мнению же Алексея Шашкина, все дело в действующей системе тендеров, которая поставляет заказы тем, кто предлагает самую низкую цену, но не лучший уровень исполнения. Он в очередной раз привел в пример проект реконструкции Конюшенного ведомства, где работы по освоению подземного пространства могут угрожать соседним зданиям и в целом историческому центру Петербурга. При этом «Геореконструкция», являясь проектировщиком освоения подземного пространства при строительстве элитного жилья на Шпалерной, 51 (Аракчеевские казармы), сама упорно доказывала градозащитникам и местным жителям, что все-таки в Петербурге строительство подземных паркингов вполне реально (ktostroit.ru/news/market/215770/). Видимо, господин Шашкин считает пригодными для города только те проекты, в которых принимает участие его компания.

Такая позиция экспертов мешает консолидации адекватного экспертного сообщества и вводит в заблуждение неравнодушных горожан. А объективные задачи — отсутствие нормативно-технических требований к подземным сооружениям разного функционального назначения и законодательных актов, регламентирующих инвестирование в такие объекты, — так и не будут решены.

Автор: Виктор Семенов

Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Чайка Наталья

Метки: Парковки Автомобили Строительство Благоустройство

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх