Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Возможно ли выращивание органов для пересадки

Альтернатива донорству существует

С 21 по 24 мая в Санкт-Петербурге проходил Международный книжный салон, который еще раз подтвердил: у петербуржцев интерес к книгам нисколько не уменьшился, несмотря на сложную экономическую ситуацию. В рамках салона проходили презентации книг самой разной направленности. Корреспондент «ВП» побывала на одной из них.

Представлялись сразу две книги Елены Кокуриной (на фото) — журналиста, пишущего о вопросах науки: «Наталья Бехтерева. Код жизни» и «Мегагрант».

Наталья Петровна Бехтерева — одна из самых выдающихся женщин современности, которая больше всех знала о тайнах человеческого мозга. Елена Кокурина на протяжении последних 20 лет жизни Натальи Петровны общалась со своей будущей героиней. (Елена — супруга Святослава Медведева, директора Института мозга, сына Натальи Бехтеревой.) В книге много документальных материалов. В распоряжении автора были письма Натальи Петровны ученым. «Опубликованные в книге письма — самое большое достоинство книги. В этих письмах звучит голос Натальи Петровны», — отметила автор.

Книга «Мегагрант» — документальный роман, посвященный новому, очень перспективному направлению в современной науке — созданию органов для пересадки человеку. Все действующие лица — подлинные, книга иллюстрирована их фотографиями. Главный герой — итальянский ученый, торакальный хирург Паоло Маккиарини — приезжает работать в Россию и в Краснодаре открывает новую лабораторию, специализирующуюся на создании органов для пересадки. Именно он в 2008 году первым в мире пересадил пациентке, у которой из-за туберкулеза была разрушена собственная трахея, донорскую трахею, очищенную от всех клеток и генетического материала. Донорская трахея использовалась как каркас, который заполнили выращенными клетками самой пациентки. А в дальнейшем была разработана технология, позволяющая и сам каркас создавать только в лабораторных условиях, не прибегая к использованию донорских органов.

«ВП» задал Елене Кокуриной несколько вопросов.

— Насколько, на ваш взгляд, этична сама идея создания «запасных частей» для организма?
— А вы скажите, что в ней неэтичного? Если у человека вышел из строя какой-то орган, то почему его не заменить? Разница между донорскими органами и уже ставшей привычной трансплантологией только в том, что используется не донорский орган, а орган, созданный в лаборатории с помощью современных технологий на основе клеток пациента. Трансплантология принята в мире как данность. И донорских органов не хватает: такова ситуация не только в России, но и в других странах. А создание органов из клеток пациента — даже более гуманный, более этичный способ. Если наука будет двигаться в этом направлении и дальше, то, возможно, станет доступным не только выращивание органов, но и регенерация органов непосредственно внутри человеческого тела, как сейчас происходит с печенью. Печень — орган, который крайне трудно сделать «в пробирке». Но печень очень хорошо восстанавливается, даже если у человека осталась всего одна ее треть. Возможно, будет создана технология, позволяющая «дорастить» другие органы. Тогда и необходимость в пересадках отпадет.

— Одно время считалось перспективным выращивание для забора органов животных, тех же свиней. То есть межвидовая трансплантация (ксенотрансплантация)…
— Ксенотрансплантация не очень-то и помогла людям. Сейчас она практически не используется. Предпочтительней либо донорский, либо искусственный орган. Например, что касается сердца, распространено, особенно в Германии, вживление механического желудочка сердца. Подобные операции делаются и в России.

— Как обстоят дела с выращиванием органов в России, в Петербурге?
— В своей книге я описала создание лаборатории, которая получила внушительный грант правительства РФ. Находится лаборатория в Краснодаре. Сейчас этот проект уже имеет много партнеров, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Каждый из участников проекта делает свою часть работы.

— Участвует ли в проекте Институт мозга?
— Нет. Тема мозга не затрагивается.

— Были ли в мире попытки вырастить мозг?
— Проводились отдельные эксперименты по выращиванию мозговой ткани, но только для того, чтобы выяснить, как она себя поведет, что с ней будет.

— Когда трансплантация с помощью органов, выращенных на основе клеток пациента в лаборатории, станет обыденностью?
— Трансплантация донорских органов стала применяться с 60-х годов прошлого века. Эпохальным событием стала первая пересадка сердца, выполненная хирургом из ЮАР Кристианом Барнардом. Однако первые его пациенты долго не жили. Спустя двадцать лет медики научились справляться с реакцией отторжения донорского органа. И операции стали уже более привычными. Но теперь остро встает вопрос нехватки донорских органов.

Герой моей книги ставит для себя такой же срок — 20 лет. Когда органы, выращенные в лаборатории, будут трансплантироваться десяткам и сотням пациентов.

Хотя существует и другой путь — «печатание» органов на 3D-биопринтере. Речь в основном идет о создании сосудов, но эта технология, возможно, начнет бурно развиваться. В конечном итоге то, какой путь будет признан более перспективным — «печатание» или выращивание и для каких конкретно органов, покажет время. Возможно, появится какая-либо третья технология. Сейчас очень важно изучать механизмы регенерации, понять, как организм воспроизводит новые клетки. Возможно, через моделирование этого механизма можно будет восстанавливать поврежденные ткани и органы.

— Вы столько общались с врачами-трансплантологами. Скажите, где, на ваш взгляд, обитает душа человека?
— Не знаю, и никто не знает. Наталья Петровна Бехтерева не любила, когда ей задавали подобные вопросы: и о душе, и где в мозге находится мысль, где творчество. Потому что работает весь мозг. Поэтому отвечу так: вы мне скажите, что такое душа, и я вам отвечу, где она находится. Этому нет научного обоснования.

— В последнее время стало модным говорить о возможностях пересадки головы на новое донорское тело. Как вы относитесь к осуществлению подобного проекта, знакомого нам по роману Беляева?
— Я не вижу в этом смысла. Нужно не голову пришивать, а тело лечить. Совершенствовать методы лечения. На данный момент технологически такая пересадка невозможна, но проблемы, безусловно, могут быть преодолены с развитием науки. Вот только зачем? Есть вещи, которые лучше не трогать и оставить их писателям-фантастам.

↑ Наверх