Впечатление от восходящего солнца
«От Моне до Сезанна» — так называется выставка импрессионистов, открывшаяся в «Ленэкспо»
Вслед за «живыми» полотнами Ван-Гога, которые петербуржцы могли увидеть летом, в город на Неве привезли импрессионистов. Это новый вид общения со зрителем: вместо привычных рам, холстов и тихих залов — музыка, световые проекторы и движущийся экран.
Огромные экраны помогают посетителю ощутить себя в художественном пространстве — рядом с чудесными танцовщицами Дега.
Возникший во второй половине XIX века импрессионизм отверг привычные каноны живописи. Вместо философских вопросов и академичности на первый план вышла естественность, изменчивость мира, сиюминутность — impression (от названия работы Моне «Впечатление. Восходящее солнце»). Художники новой волны начинают использовать нестандартную композицию, отказываются от контура, детальной проработки изображения, играют со светом и тенью.
Вместо библейских, исторических, мифологических сюжетов живописцы принимаются изображать будничность. Они рисуют людей в движении, во время забавы или отдыха. Предпочтение отдается сюжетам флирта, танцев, пребывания в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Импрессионисты одними из первых начинают рисовать на воздухе — на пленэре, не дорабатывая свои работы в мастерских.
Выдающимися мастерами нового течения стали Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Поль Синьяк, Анри Кросс, Поль Сезанн, Клод Моне. Так, Мане одним из первых стал изображать сцены современной жизни — это картины «Любитель абсента», «Завтрак на траве». Ренуар известен как мастер светского портрета, не лишенного сентиментальности: «Жанна Самари», «Завтрак гребцов», «Большие купальщицы». Поль Синьяк использует необычную технику живописи: он не смешивает краски на палитре, а наносит их на холст мельчайшими точками, складывая в небольшие квадратики цвета, напоминающие мозаику. Его кисти принадлежит «Марсельский порт», «Красный буй», «Папский дворец в Авиньоне». Отцом импрессионизма считается Писсарро (будущий наставник Ван-Гога и Гогена). Особенностью его письма являются плотные мазки и характерная прорисовка света и освещенных предметов. Он написал знаменитый «Бульвар Монмартр».
На петербургской выставке картины французских мастеров проецируются на огромные экраны, размещенные на стенах, колоннах, полу и потолке. Смысл такого подхода: посетитель как будто попадает внутрь художественного пространства — изображения окружают его со всех сторон, а также двигаются и переливаются. Усиливают впечатление высказывания самих художников, которые транслируются на экранах: «Невозможно определить самый главный элемент картины», «В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов — черный», «Искусство — это эмоции. Если картину нужно объяснить, значит, это уже не искусство», а также аккомпанемент чарующих звуков музыкальных произведений Дебюсси, Чайковского, Равеля и Оффенбаха.
Выставка продлится до 31 марта 2015 года.