Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Вперед, Саша!

Пловец из Питера Александр Голинтовский верит в счастливую звезду на Паралимпиаде в Лондоне

В Лондоне в «Акватик-центре» под звуки марша мужчины выйдут к бортику и по команде судьи ринутся в воду. Обычная картина для соревнований в олимпийском бассейне. Да только старт они возьмут не с тумбочек, а из воды. В створе дорожек будут стоять люди с шестами, которыми за метр до финиша легонько шлепнут пловцов по спине. Ведь на Паралимпийских играх соревнуются атлеты, в значительной степени, а то и полностью лишенные зрения. 

Наши пловцы-паралимпийцы хорошо подготовились к выступлениям (Александр Голинтовский — третий справа).

Игры эти открываются 29 августа, а уже сегодня в Олимпийскую деревню в Стратфорде «загрузятся» и питерские «водники». Корреспондент «ВП» познакомился с пловцом, который, вопреки невзгодам и слепоте чиновников, представит на Паралимпиаде-2012 город на Неве. И возможно, приплывет к медали. 

Это не дебют — в 1988 году в Сеул на Паралимпийские игры питерский специалист Владислав Кустов, кстати первый тренер Александра Голинтовского, вывез скромную команду незрячих пловцов. Но опыт развития не получил: вскоре в нашем городе и вовсе стало не до плавания, не то что до соревнований людей с ограниченными возможностями. Только теперь за дело в Питере взялись всерьез. Невским атлетам даже предоставили возможность заниматься в бассейне на улице Хлопина — на одних дорожках с питерскими представителями олимпийской сборной, «утонувшими», однако, в Лондоне. И щедро оплатили сборы, питание, экипировку, предоставили стипендии. Такого давно не бывало. 

В Северной столице накануне Игр сбор проводила «полноформатная» команда слабовидящих или слепых пловцов — 20 человек, которые тренировались в нашем городе до 5 августа. В Лондон в итоге полетели 14 лучших (всего же российская плавательная команда инвалидов, включая тех, кто с нарушением опорно-двигательного аппарата, насчитывает 36 спортсменов). 

«Вот мой ученик и главный претендент на медаль в Лондоне Александр Голинтовский, — презентовал корреспонденту «ВП» тренер Александр Миронов. — Сама судьба свела нас. Когда в 2008 году построили бассейн на Хлопина, мой друг — главный тренер российских незрячих спортсменов Игорь Тверяков предложил провести в мае здесь чемпионат страны. По окончании того турнира он подвел ко мне спортсмена и сказал: мол, это Саша Голинтовский, малый перспективный, только плавает всего 4 раза в неделю по два часа — возьми, дескать, к себе в бассейн. Мы начали работать». 

Тренер Александр Миронов уверен в Сашиных способностях.

Александр Голинтовский — с детства инвалид по зрению. Видит, только не объемно — узкую «дорожку» по прямой. И жизнь его что  в плавании, что в быту не усыпана розами. Ютился в скромненькой квартирке вместе с мамой-инженером и бабушкой-пенсионеркой. Стал студентом (нынче он, четверокурсник, взял для подготовки к Играм академический отпуск). Прилично плавать Александр начал лишь тогда, когда Миронов, замдиректора бассейна олимпийской подготовки на улице Хлопина, предоставил ему щедрое количество воды для тренировок, а кормильцем семьи стал, когда плавательные успехи в паралимпийской сборной России позволили подыскать для него солидных спонсоров. По линии спорткомитета, но не только. 

«Прежде всего мне импонировало его колоссальное стремление догнать заслуженных мастеров спорта в плавании инвалидов, доминировавших в мире на дорожках, — объяснил успехи подопечного Миронов. — На чемпионате мира в Голландии в 2010-м Голинтовский лишь немного не добрался до медалей. Это уже  был прорыв. А в 2011-м в Берлине на чемпионате Европы он вырвал бронзу на 400-метровке кролем. К тому же превосходно «надавил» на финише, явив мужские спортивные качества. И на чемпионате мира в Турции среди слепых дважды приплыл к финишу первым, один раз — вторым». 

К Паралимпийским играм в Лондоне нагрузки были резко увеличены. С ним даже специально работал психолог. Съездили на сбор в Италию, три месяца работали на Кипре. Благо денег на сей раз хватало: и на горные бассейны, и на гостиницу в Агросе, и на роскошный открытый бассейн в Пафосе, и на спортивный комплекс в Лимасоле. Кроме того, было проплачено участие спортсмена на Открытом чемпионате Италии среди незрячих с участием 18 команд со всего мира. И Александр выиграл, совсем немного не добравшись по очкам до мирового рекорда. За это удостоился специального приза. 

Впрочем, сам Голинтовский, скромный молодой человек, не стремится высоко оценивать свои заслуги и принижать возможности его знакомых по бассейну. «Почему я попадаю в призы, а мои здоровые товарищи проигрывают? Потому что конкуренция у нас невысока, — считает Александр. — Адаптивной физкультурой в мире занято мало людей, и потому в бассейнах появляются пловцы, которые не оставляют на дорожках шансов тем, кто хочет заниматься спортом «для здоровья». Вот у здоровых ситуация иная: наши Лагунов, Беспалова, Андреева, которые остались за чертой призеров в Лондоне, отчаянно стараются на тренировках. Но у них соперники сильнее». 

На Паралимпийских играх Голинтовский должен стартовать аж на пяти дистанциях — ну словно Майкл Фелпс: 50, 100 и 400 метров вольным стилем, 100 метров на спине и 100 метров баттерфляем. Шансы? «Александр каждый день придирчиво и вдумчиво читает рейтинг-лист лучших пловцов планеты, — говорит Миронов. — Пока он стоит в нем третьим на 400-метровке, держится в восьмерке на других кролевых дистанциях, а в баттерфляе думает попасть в финал. Но все же поймите: мандраж, волнение, дорога — в общем, не судите Сашу слишком строго».

↑ Наверх