Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

Вячеславу Малафееву устроили «Час славы»

Виновник торжества пережил его спокойно

В Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67, стартовал новый проект «Час славы». В его рамках Балтийская медиа-группа, в которую входит и «Вечерний Петербург», от лица жителей нашего города выражает признательность людям, известным не только в России, но и во всем мире, людям, которые определяют лицо и статус нашего города. Людям, которыми петербуржцы могут гордиться.
Случайно или нет, но первым героем «Часа славы» стал человек, чье имя созвучно названию этого проекта — вратарь «Зенита» Вячеслав Малафеев.

Картина «Стена славы» соответствует характеру своего героя.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что с именем Малафеева связано последнее по времени достижение «Зенита» и одно из самых выдающихся в его истории — выход в плей-офф главного европейского клубного турнира —Лиги чемпионов. Добавим к этому, что, по мнению большинства российских футбольных экспертов, Малафеев — лучший вратарь чемпионата России. А по версии телеканала ESPN Слава вошел в пятерку лучших голкиперов мира.

…Слава появился в зале Балтийского медиа-центра под бурные аплодисменты. Руководителю спортивного вещания телеканала «100ТВ» Артему Татаринову не хватило времени перечислить все титулы Малафеева к его выходу на сцену, где на большом экране демонстрировались эпизоды его 13-летней карьеры в качестве вратаря «Зенита» и национальной сборной России — эпизодов, когда Вячеславу приходилось подчас творить чудеса, сохраняя свои ворота в неприкосновенности. Ведь Малафеев — единственный зенитовец, обладающий всеми трофеями, завоеванными клубом в своей новейшей российской истории, начиная с Кубка России 1999 года и заканчивая чемпионством 2010-го. А еще — бронзовый призер чемпионата Европы 2008 года.

Впрочем, сам виновник торжества отнесся к происходившему с должной долей иронии. «Просто в том матче с «Порту» ребята проявили дань уважения ко мне и сказали: «Давай, Слава! Сегодня все в твоих руках!» — пошутил он. — А вообще у нас очень сильная команда, в которой мне, сколь хорошо я ни был готов, нелегко проявить себя. Потому что мои товарищи не подпускают соперника к моим воротам, не дают ему атаковать».

От Балтийской медиа-группы главный редактор газеты «Невское время» Михаил Иванов подарил Малафееву «мяч — месту вратарей». Это раскрашенный под футбольный мяч воздушный шар метрового диаметра, который летит словно в замедленной съемке. А вручили его под зажигательный канкан артисты театра «Комик-трест» во главе с Наталией Фиссон. «Восхитительно. Словно во сне, где все происходит замедленно, — удар, полет мяча и твой бросок! Это то, о чем я мечтаю», — поблагодарил Вячеслав.

«Комик-трест» исполнил для Вячеслава канкан.

Народный артист России Сергей Мигицко канкан танцевать не стал. Перейдя на «футбольный диалект», Сергей Григорьевич поведал, что на этом диалекте лучшая похвала футболисту — это «артист», а посему его родной Театр им. Ленсовета издал приказ по Театру имени Ленсовета от 13 января 2012 года №4К: «Приказываю принять Малафеева Вячеслава Александровича на должность артиста драмы с квалификацией «ведущий мастер сцены». Оклад — 18 тысяч рублей». Подпись: директор театра Валерий Градковский.

Балтийская медиа-группа сделала вратарю еще один подарок — картину художника Владимира Комельфо «Стена Славы». На ней изображены футбольные ворота, перекрытые каменной стеной, из которой словно вырастает вратарь в яростном прыжке.

— Идея картины возникла из фанатской кричалки: «Слава — стена, Слава — стена», — пояснил нам сам художник. — В общем, получилось сооружение — не архитектурное, скорее фортификационное. Оно, может быть, некрасивое, но — непроходимое. Пугающее, но надежное. Некрасивое и пугающее — для соперников. А надежное — для соратников и друзей. А за стеной, или, можно сказать, за спиной вратаря — российский триколор объединяется с зенитовским, как единое целое. Это мое ноу-хау.

Но, наверное, главным сюрпризом для Вячеслава стал приход его наставника в футбольной школе «Смена» Владимира Савина. Владимир Павлович поведал собравшимся, как уже четверть века назад, когда он семилетнего Славу взял в свою группу, предчувствовал, что Малафеев станет выдающимся вратарем.

…Время у Вячеслава было ограничено — он приехал в медиа-центр сразу после медосмотра перед началом очередного сезона «Зенита» («Здоровых людей не бывает, тем более среди спортсменов, — пошутил он. — Однако за свои годы в спорте я научился прислушиваться к своему организму и могу сказать: чувствую себя хорошо и готов отыграть еще сезонов десять, не меньше»), и после церемонии ему надо было снова бежать. Тем не менее он нашел время ответить на вопросы корреспондента «Вечернего Петербурга».

 

Вячеслав Малафеев:
Меня когда-то называли Пумой
— Слава! Не сочтите такое обращение фамильярностью, оно не случайно. Ибо хотите или не хотите этого, но вы — эпоним этого проекта, человек, с чьим именем он связан. Теперь, безусловно, следующих героев «Часа славы» будут сравнивать с вами…
— Я к этому отношусь спокойно. Конечно, приятно, но я сознаю, что все это преходяще. Нужно все время, каждый год, доказывать свою состоятельность, доказывать, что ты лучший, что можешь помогать команде.
— А ваше пожелание будущим героям «Часа славы»...
— Отдавать себя целиком, все свои силы, все свои эмоции для того, чтобы добиваться желаемого результата. И помнить, что ты не один, с тобой твоя команда. И только вместе со своей командой ты можешь добиться результата.
— В этом году ваши заслуги были отмечены еще одним необычным способом. В Зоопарке маленькую пуму назвали вашим именем. Кстати, вратарей часто сравнивают с кошачьими — Алексея Хомича, скажем, называли «тигром». Про Льва Яшина и не говорим…
— Меня это, скажем так, улыбнуло (смеется). Кстати, когда я был помоложе, то за многими мячами старался прыгать, нежели предугадывать развитие дальнейших событий или выбирать лучшую позицию для того, чтобы перекрывать как можно больше ворота. И меня тогда также называли в шутку Пумой, потому что я очень высоко и далеко прыгал за мячом.
— Шефство над пумочкой брать не собираетесь?
— Вряд ли. Понимаете, для меня каждое животное — это ответственность. А я полноценно принимать участие в судьбе пумочки не смогу. И в качестве дополнительного пиара использовать это не намерен. Здесь, кстати, такую параллель можно провести — если кто-то назвал детей моим именем после событий нынешнего сезона, то я тоже должен принимать участие в их воспитании?

Сергей Мигицко, народный артист России:

Сергей Мигицко — один из настоящих ценителей таланта Малафеева .

— Нам, болельщикам и любителям футбола, очень повезло, что ворота нашего любимого клуба закрывает такой замечательный голкипер. Замечательный! У Славы, конечно, есть свои секреты мастерства. Однако не нужно его пытать: «Как вы то, как вы сё?» Мне кажется, в нем сошлись три компонента: это талант, это удивительная работоспособность, и третье — потрясающие человеческие качества. Вот в этом, мне кажется, и есть секрет Славы! Кто-то из великих футболистов сказал: «Берегите вратарей!» Давайте изо всех сил беречь нашего дорогого Славу!
Позвольте я зачитаю четверостишие, которое у меня родилось сразу после того незабываемого матча «Порту» — «Зенит»:
Кто любит Месси, кто-то — Вагнер Лава,
Роналдо чтут за красоту и шик.
Но мне дороже Малафеев Слава —
Вратарь, красавец, питерский мужик!

 

Владимир Савин, первый тренер Вячеслава Малафеева:
Слава пришел к пику своего мастерства
— Легендарный наш вратарь Лев Яшин высказал такую мысль: классный вратарь созревает к 30 — 32 годам. Славе сейчас как раз 32 года, и он пришел к пику своего мастерства, достиг того, к чему стремился 13 лет, играя в основном составе, защищая ворота «Зенита». Были, конечно, и некоторые ошибки — это естественно. А вот сейчас пришел черед, когда наступило настоящее его мастерство. Оно, конечно же, пришло не случайно. На мой взгляд, основные причины его хорошей игры заключаются в том, что у него очень высокая мотивация и трудолюбие, а третья — его психологическая устойчивость.
Я только один случай вам поведаю, интересный. Когда Слава заканчивал 10-й класс, он уже в это время выступал за юношескую сборную России, которая готовилась к европейскому чемпионату. И он практически весь последний год находился на сборах и пропустил три четверти. Меня директор вызвал в школу и говорит: «А мы Малафееву аттестат не дадим, он слишком много пропустил. Осталось два месяца — так пусть он закруглится с футболом и сдаст экзамены». Когда я Славе это сказал, он категорически заявил: «Нет, Владимир Павлович, я футбол не брошу! Для меня футбол — это самое главное, это моя жизнь». А ему тогда было 16 лет. Я говорю, аттестат-то нужен. «Нет, я хочу играть», — отвечает.
Но я сумел его переубедить, рассказав случай из своей жизни. В 1941 году я закончил 8 классов, а тут война. Сперва нужно было идти работать, а с 1943 по 1945 год я воевал, попал на передовую. В 1946-м меня взяли в команду Военно-Морских Сил в Москву. А у меня 8 классов образования! И мне сказали: «Иди в школу рабочей молодежи!» Мне было стыдно, я же вратарь солидной команды, — но переборол себя, пошел. И закончил школу, получил аттестат. После этого закончил Военно-морское политическое училище, Военный институт физической культуры, Высшую школу тренеров — и закончил службу в звании полковника.
И Слава меня понял. Мы взяли документы из этой школы и перевели его в школу рабочей молодежи. Он уехал на сборы, продолжал играть, занимался любимым делом. А на следующий год сдал спокойно экзамены в школе. А затем поступил в Институт физкультуры им. Лесгафта, где теперь учится в аспирантуре.

 

Подготовил Борис ОСЬКИН
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх