Время «Ч», или «Ж» неспроста
До 14 апреля в «Эрарте» — коллективная выставка «Частная жизнь», где представлены работы художников из Петербурга, Москвы и Архангельска.
Люди старшего поколения помнят термин «мелоктемье», которым художников и прочих деятелей искусства клеймили за интерес к мещанскому уюту и личному мирку. Художников призывали отражать величие эпохи, что они и делали — на заказ, а для себя все же писали пейзажи, натюрморты, портреты друзей и близких.
Полина Заславская. Моя подруга живет на кухне. 2013.
Сейчас-то вообще непонятно, что может быть важнее «мелкой» темы собственного дома и семьи, незначительных на первый взгляд деталей, из которых складывается жизнь. Да и любое художественное высказывание, если оно не «про сталеваров», а о смысле нашего существования, тоже можно считать частным: восприятие жизни и смерти — что может быть ближе и интимнее?
Особый интерес на выставке вызывают работы на тему дома, квартиры: жанр интерьера в таком количестве и разнообразии вряд ли где увидишь. Геометрические интерьеры Александра Дашевского или умышленно чуть кривоватые — Евгении Голант, поэзия ремонта Анатолия Заславского… зрители побывают в столовых и гостиных, на кухнях и в ванных. «Побывают» — значит, вторгнутся в чужое личное пространство: тема зрителя-соглядатая прозвучала в работе Ирины Васильевой «Частная жизнь?», где изображен прохожий, заглядывающий в окно на первом этаже. Можно смело сказать, что на выставке собраны работы, с помощью которых художники приоткрывают нам свое «я» и меньше всего прячутся.
«Понятие «частная жизнь» широкое, оно может включать что угодно, — считает Арон Зинштейн, — но мне нравится, что на выставке представлена в основном живопись. Получается, что наша частная жизнь — живопись, и это правильно». Действительно, большинство работ — живописные, но не все. Дополнительный «объем» (в полном смысле слова) придают экспозиции деревянная скульптура Роберта Лотоша, инсталляции Надежды Анфаловой. «Фигуративных работ в живописи и графике у меня нет, — говорит Надежда, — но на тему частной жизни, семьи была давняя задумка — инсталляция «Настоящее прошедшее», и вот появился повод ее осуществить. Диалог с окружающим миром и есть частная жизнь, даже если не изображены какие-то личные события в жизни художника. Но работа «Настоящее прошедшее» как раз очень личная: я использовала часть шкафа, который был у моих родственников, и изображение на зеркале — фотография одной из моих родственниц в детстве. Изображение отбрасывает на стену тень, а человек из тени ушел. Такая вот попытка соединить прошлое и настоящее…».