Время для живописи и фотографии
До 14 ноября «NameGallery» (Б. Конюшенная ул., 15) приглашает на персональную выставку Евгения Юфита «Позитивный регресс»
Смысл названия в том, что по мере эволюции машины становятся все умнее, а их «пользователь» все меньше нуждается в самостоятельном уме. Из серии «Немой горизонт».
Евгений Юфит известен прежде всего как создатель художественного движения под названием «некрореализм», возникшего в начале 1980-х годов в Ленинграде. Он снимал сначала короткометражные, потом полнометражные фильмы; в 1985 году организовал независимую студию «Мжалалафильм». В его фильмах действуют странные личности, сюжеты похожи на сновидения. Фильм «Папа, умер Дед Мороз» получил Гран-при на кинофестивале в Римини (Италия); в 2005 году на фестивале в Роттердаме Евгений Юфит был выбран «режиссером в фокусе»: состоялась презентация его фильма «Прямохождение», была показана ретроспектива киноработ, выставка живописи и фотографий. Работы Евгения Юфита находятся в коллекциях MoMA (Нью-Йорк), Нидерландского музея кино (Амстердам), Русского музея.
В экспозиции — новые живописные работы художника и его пейзажные фотографии, снятые камерой «пинхол» (сконструированная вручную камера без объектива, причудливо искривляющая пространство).
Специально для выставки Юфит написал масштабные триптихи, напоминающие фрагменты из черно-белых мультфильмов про мир то ли потусторонний, то ли микроскопический. Неведомые фантомы (или микроорганизмы) живут своей жизнью, соединяясь в цепочки-связки.
Фотографии, как и фильмы Юфита, напоминают сон — или полусон, взгляд сквозь полузакрытые глаза. «Удивительно и непривычно видеть у Юфита цвет», — поделился впечатлениями режиссер Владимир Непевный. Впрочем, цвет размыт и даже не присутствует, а скорее угадывается.
Те, кто хочет что-нибудь почитать о некрореализме и самом Юфите, легко могут это сделать: к выставке вышел специальный выпуск журнала «Кабинет» со статьями культурологов, искусствоведов, психоаналитиков — Алексея Юрчака, Олеси Туркиной, Томаса Кэмпбелла, Виктора Мазина и Питера Вайбеля.
Философ и психоаналитик Виктор Мазин, выступая на церемонии открытия, сказал: «Искусство Евгения Юфита — вечно загробное и вечно молодое. Сейчас тяжелое время для кино, но есть время для живописи и фотографии», а сам художник признался: «Последнее время, лет десять, писал сценарии, но реализовать их невозможно. Выставка — это компенсация негатива, поэтому я энергично взялся за дело. Серия фотографий называется «Немой горизонт» — она, как и мое кино, не требует дополнительных разъяснений».