Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 11 декабря 2024

Время ожидания — 50 минут

Пенсионный фонд подробно расписал детали обращения за пенсией

Мучения, связанные с оформлением пенсии, пришлось пережить каждому из полутора миллионов пенсионеров Петербурга. Причем степень этих мучений почему-то никак не снижалась с инновацией, реорганизацией, интернетизацией, картотизацией и прочими современными изысками, которые периодически внедряет в своих структурах Пенсионный фонд и которыми так любит гордиться. О чем говорить, если для получения права на прием в отдельных подразделениях ПФР в Петербурге будущие пенсионеры вынуждены занимать очередь в 7 утра — и попадать в итоге только к концу приема или же повторять мучения на следующий день. Тем не менее ПФР родил в своих недрах новый документ, который теоретически должен привести весь этот процесс в какой-то приемлемый для общества порядок. Этому документу посвящен очередной выпуск приложения «Наши права».

Оборудование помещений ПФР должно быть комфортным для всех категорий посетителей.

Где искать

Ранее Правила обращения за пенсией служили дополнением к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Теперь весь порядок расписан в приказе Минздравсоцразвития РФ от 12 декабря 2011 г. № 1521н. Он называется «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Регистрационный номер в Минюсте — 23 234. Регламент вступил в силу с 30 марта 2012 года.

Сроки назначения

Трудовую пенсию будут выплачивать со дня приема заявления о ее назначении или — если заявление подано ранее наступления пенсионного возраста — с момента получения права на пенсию. Поэтому заявители вполне разумно стараются подать заявление заранее. Обращаться с заявлением можно непосредственно, через представителя или по почте — но не ранее чем за месяц до возникновения права на трудовую пенсию. Кстати, право обратиться за пенсией имеют не только сами претенденты, но и их представители. Только для этого придется оформить доверенность.

На рассмотрение заявления ПФР дает себе 10 дней со дня его приема и регистрации. Однако что считать таковым — гражданам следует знать. Так, принятым считается заявление, если к нему приложены все необходимые документы. Если чего-то недостает, ПФР дает на их сбор 3 месяца. Если заявитель уложится в срок, днем подачи заявления будет считаться день первого обращения. Если трех месяцев окажется недостаточно и документы поступят позже, днем принятия заявления (и соответственно, назначения пенсии) будет считаться день, когда в ПФР поступили все необходимые документы.

Правда, и здесь есть исключения. Иногда трудовая пенсия может быть назначена даже ранее дня обращения. Это относится к случаям, когда граждане обращаются за назначением трудовой пенсии по старости в течение первого же месяца после увольнения с работы. Тогда расчет им должен быть сделан со дня, следующего за днем увольнения.

Похожий порядок действует еще для двух видов пенсионных выплат — трудовой пенсии по инвалидности и пенсии за потерю кормильца. Пенсию назначат с момента получения инвалидности или смерти кормильца — но только в том случае, если за ее назначением человек обратится в течение 12 месяцев с появления пенсионного права. При превышении этого срока пенсия будет назначена на 12 месяцев раньше дня, когда было подано заявление.

Главное — комфортно ждать

В регламенте детально прописаны условия, которые ПФР обязан обеспечить при приеме граждан. Главное и крайне приятное: в очереди приказано держать граждан не более 50 минут. Правда, как это соотносится с печальной реальностью — будущие пенсионеры имеют счастье узнавать на собственной шкуре.

В каждом здании ПФР посетители должны получать всю необходимую им информацию. Причем доступна она должна быть не только на стендах и стенах, но и через свободный доступ к компьютерам с удобными справочно-правовыми системами. Они должны стоять во всех залах, где граждане ожидают приема. Правила работы с компьютером, а также фамилия, имя, отчество, номер телефона, номер кабинета ответственного за него должностного лица должны висеть на информационном стенде рядом с компьютером.

Все помещения для приема посетителей должны иметь оборудование для формирования электронной очереди, стулья или кресла для отдыха, стойки и столы для заполнения документов.

Мест должно хватать всем.

Для инвалидов нужны удобства

Оборудование помещений ПФР должно быть комфортным для разных категорий посетителей — в том числе инвалидов. Помещения, в которых идет прием граждан в ПФР, должны размещаться преимущественно на нижних этажах. Если в здании больше двух этажей, обязательны лифты. Около зданий должна быть парковка для инвалидов, вход в здания придется обустроить пандусами, специальными ограждениями и перилами. Столы для инвалидов требуется ставить в стороне от входа, с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

В каждом отделении ПФР, предназначенном для приема граждан, должны быть общедоступные туалеты с кабинками для инвалидов-колясочников.

Запрещается

В регламенте представлен также исчерпывающий перечень документов, требовать которые от граждан запрещено в связи с тем, что они и так имеются в распоряжении других государственных органов и потому могут быть запрошены ПФР самостоятельно. Правда, гражданам не возбраняется предоставлять такие документы по собственной инициативе.

К этому списку относятся все документы, которые уже находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Конечно, если все нужные справки у заявителя на руках, это резко упрощает и ускоряет процедуру назначения пенсии. Но заставлять граждан собирать все эти документы сотрудники ПФР не вправе.

Единое окно, единый распорядок

Вся информация о порядке назначения пенсий должна быть легко доступна гражданам — в том числе через Интернет. Все сайты территориальных отделений Пенсионного фонда страны доступны гражданам через один интернет-портал ПФР. Его адрес: www.pfrf.ru. Здесь же расположена подробная информация обо всех видах пенсий и порядке их назначения. Та же информация доступна через интернет-портал госуслуг gosuslugi.ru.

Во всех подразделениях ПФР прием граждан должен быть организован по единому графику, с понедельника по четверг — с 9.00 до 18.00, прием посетителей до 17 часов. Перерыв на обед с 13.00 до 13.30. В пятницу и дни, предшествующие праздникам, прием до 13 часов.

В выходные и праздники ПФР не работает — а жаль. Ведь будущим пенсионерам для подачи заявления приходится отпрашиваться с работы.

Место нахождения Пенсионного фонда Российской Федерации: 119991, Москва, ул. Шаболовка, 4, телефон для справок (495) 987-09-13.

У нас в городе территориальное отделение ПФР находится по адресу: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, 73. Телефоны горячей линии для населения: 324-81-32, 324-50-76.

Правда, на сайте петербургского ПФР (pfrf.ru/ot_peter/) почему-то трудно найти кнопку, которая позволяет найти адрес и телефон «своего» управления ПФР в районах города — ведь именно туда должны обращаться граждане за пенсией. Даже через опцию «поиск» информация недоступна. Контактные данные управлений фонда в районах Петербурга можно найти только через кнопку «карта сайта». В полном и удобном виде они представлены также на портале правительства города по адресу gov.spb.ru. Достаточно в поисковой строке набрать «ПФР» — и список будет доступен.

10 минут на общение

В регламенте подробно расписан порядок получения консультаций в ПФР по телефону. Представитель фонда перед началом разговора обязан назвать свою фамилию, имя, отчество, должность, наименование территориального органа ПФР и структурного подразделения. Затем сообщить график приема граждан, точный почтовый адрес территориального органа ПФР, способ проезда к нему, а при необходимости — требования к письменному обращению.

Во время разговора представитель ПФР должен произносить слова четко, избегать «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления другого звонка.

Если вопрос попался «трудный» или не по адресу, сотрудник ПФР обязан переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо. Как вариант — гражданину могут сообщить номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.

Разговор по телефону не должен продолжаться более 10 минут. Все звонки в ПФР регистрируются.

По телефону в ПФР разрешено давать следующую информацию:

— о дате приема заявления об установлении пенсии и входящем номере конкретного заявления в журнале регистрации;

— о нормативных правовых актах о пенсиях (название, номер, дата принятия);

— о круге лиц, имеющих право на предоставление государственной услуги;

— о перечне документов, необходимых для установления пенсии, сроках приема и регистрации заявлений;

— об основаниях отказа в приеме заявления о перерасчете пенсии;

— о месте размещения на интернет-сайте ПФР информации по вопросам приема и регистрации заявлений об установлении пенсий.

Территориальный орган ПФР ведет учет устных обращений граждан (их представителей) по вопросам оказания государственной услуги.

Куда обращаться

Заявление о назначении любой пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина. Если прописки нет — обращаться следует в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания или фактического проживания.

«Сидельцы» вправе подать заявление о пенсии прямо из мест заключения — в территориальный орган ПФР по месту отбывания наказания, через администрацию тюрьмы или колонии.

Несовершеннолетние вправе обращаться за пенсией самостоятельно с 14 лет. До этого возраста заявления за них подают родители (опекуны) по месту своего жительства.

Иной порядок обращения — в случае подачи заявлений о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете, об установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости. Такие заявления придется подавать в ПФР по месту нахождения пенсионного дела. Узнать об этом месте можно по телефону или через Интернет.

Заявление обязаны принять, зарегистрировать и выдать на руки расписку установленной формы. Распиской-уведомлением подтверждаются факт и дата приема заявления и документов, необходимых для установления пенсии. Расписку нужно беречь: с даты ее выдачи будет назначена пенсия.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения пенсии, содержится непосредственно в регламенте. Помимо паспорта и заявления в нем еще 49 пунктов, так что стоит все внимательно изучить заранее, прежде чем обращаться в ПФР с заявлением, — чтобы не пришлось ходить несколько раз.

Можно в электронном виде

Заявление об установлении пенсии, поданное при личном обращении гражданина в территориальный орган ПФР, регистрируется в день приема. Сам прием и регистрация не должны занимать более 50 минут. То есть вместе с ожиданием в очереди (еще 50 минут) весь процесс должен занять всего час и сорок минут.

При направления заявления по почте или через Интернет регистрация осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР.

Заявление и все приложения к нему, необходимые для назначения пенсии, при обращении по Интернету придется оформлять в виде электронного документа. Сделать это можно через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) путем:

 заполнения специальной интерактивной формы (с предоставлением возможности автоматической идентификации (нумерации) обращений;

 использования личного кабинета для обеспечения однозначной и конфиденциальной доставки промежуточных сообщений и ответа заявителю в электронном виде.

Самостоятельно продраться через все необходимые для этого требования большинству граждан пока затруднительно. Однако в такой форме госуслуга доступна через МФЦ.

Куда и на что жаловаться

Если граждане недовольны ходом рассмотрения их заявлений в ПФР и организацией приема, они могут использовать досудебный, внесудебный и судебный порядок их обжалования. Сделать это можно на любом этапе предоставления госуслуги.

Жаловаться можно в следующих случаях:

— нарушение срока регистрации любого запроса и заявления;

— нарушение срока назначения и перерасчета пенсии;

— требование документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;

— отказ в приеме документов у гражданина;

— незаконный отказ в назначении и перерасчете пенсии;

— требование оплаты;

— отказ территориального органа ПФР в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных пенсионных документах.

Жаловаться можно лично, по почте, через Интернет. Срок для рассмотрения жалобы в вышестоящих органах ПФР — 15 рабочих дней (для исправления ошибок в документах — 5 рабочих дней).

Наконец-то предварительно!

Наконец-то ПФР обязал свои подразделения организовывать предварительную запись на прием. Правда, разрешено это только для получения консультаций и информирования о ходе предоставления государственной услуги. Запись для подачи заявлений запрещена по-прежнему. Запись на прием должна быть доступна как при личном обращении, так и по телефону.

Вопрос — ответ

— Как можно принять участие в обсуждении законов? Ведь именно это, насколько помнится, нам гарантировали недавно Путин и Медведев...

— Право на участие в общественном обсуждении федеральных законопроектов имеет каждый гражданин России. Постановление об этом правительство РФ приняло 22 февраля 2012 г., его номер 159. Документ называется «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». В силу постановление вступило со 2 марта.

Обсуждение общественности предусмотрено для федеральных законов, которые значатся в плане законопроектной деятельности правительства РФ или выносятся на обсуждение комиссией по законопроектной деятельности. В обязательном порядке к таким законопроектам должен быть приложен список экспертов, участвующих в обсуждении.

Организацией общественного обсуждения будет заниматься заранее отобранная организация — оператор обсуждения. Каждый раз он может быть разным. Законопроект оператору обязаны предоставлять профильные ведомства в течение двух дней после того, как было принято решение об общественном обсуждении. Оператор ведет общественное обсуждение в течение 30 дней, как правило, этот срок продлению не подлежит. Сведения об операторе публикуются одновременно с официальной публикацией текста обсуждаемого законопроекта в «Российской газете».

Оператор обязан дать правительству отчет о поступивших предложениях и их анализ. Такой же анализ должно провести профильное ведомство. После этого есть два варианта: документ может быть возвращен на доработку, если претензий к нему много и они существенные, или же передан комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. В дальнейшем продвижении по коридорам власти законопроект должна сопровождать справка об учете замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх