Газета выходит с октября 1917 года Saturday 12 октября 2024

Все — в очередь! Электронную…

Эксперимент запущен на международном автомобильном пункте пропуска Ваалимаа — на въезде в Россию из Финляндии

Пока новшество действует только для грузовиков. Легковые автомобили встанут в электронную очередь 19 января, предварительное бронирование начнется 5 января.

Руководитель проекта Юрки Ярвинен и Мадис Сассиад прибыли в Петербург, чтобы лично рассказать журналистам, что пользование электронной очередью будет простым и удобным. Итак, детали из первоисточника.

Записаться в электронную очередь при возвращении из Финляндии в Россию через погранпункт Ваалимаа можно на сайте www.evpa.fi (опция на русском языке присутствует в правом верхнем углу), по круглосуточному телефону +358 9 4245 1499, на специальном терминале на заправке «Teboil» перед границей или в магазине, известном под названием «Шайба». 

Необходимо сообщить системе номер автомобиля, ФИО водителя и номер телефона. Если водитель не успевает в указанное время прибыть на границу, он может три раза поменять время, указав при этом номер, выданный при бронировании. Сделать это можно по указанному выше телефону или на сайте www.epva.fi. 

Когда подойдет указанное время, система пришлет оповещение. Водители, не имеющие возможности спланировать точное время пересечения границы (а таких немало), смогут записаться в очередь непосредственно перед границей у «Teboil» или «Шайбы».

Как объяснил Юрки Ярвинен, система осуществляет бронирование определенного количества машин на каждый час. Из них примерно три четверти мест будут отдано тем, кто сделал бронь заранее, четверть — из живой очереди. Бронь на пересечение границы, предположим, в 15 часов означает, что пройти ее вы сможете в течение часа — с 15 до 16 часов. 

Таким образом, утверждают организаторы проекта, не нужно будут стоять в очередях, которые обычно образуются (или образовывались раньше) по воскресным вечерам. Но если присмотреться внимательнее, еще вопрос — кому удобна электронная очередь. 

Как пояснил Юрки Ярвинен, количество машин, пропускаемых через границу в течение каждого часа, будет определяться возможностями пограничной охраны. Но в прошлом году на каждом МАПП в Южной Финляндии — в Иматре, Нуйямаа, Ваалимаа — было построено большое количество дополнительных полос для прохождения границы. Казалось бы, их бесперебойная работа должна быстро ликвидировать наплыв автомобилей в час пик. Однако у пограничной охраны свои резоны. В каждую смену работает определенное количество людей. Получается, когда в 12 дня граница пуста, паспорта штампуют 2 человека, а в 7 вечера эту же операцию должны проделывать 14. Где взять на вечерние часы дополнительные рабочие руки? На этот вопрос ответил сам Юрки Ярвинен: «Наша задача заключается в том, чтобы распределить эти автомобили (приезжающие на границу в час пик. — Прим. авт.) на более продолжительный период времени».

Вопрос о парковках в зоне ожидания решен в сторону водителей: плата за них вводиться не будет. Но и дополнительных мест для стоянки строить не планируется. Однако можно не сомневаться, что парковку для ожидающих проезда в Россию водителей с удовольствием будет предоставлять маркет, строительство которого начато в Ваалимаа как раз напротив «Шайбы». Приехал человек, зарегистрировался на терминале, час-два в запасе есть, можно побродить по магазинчикам. Очень удобный метод для оживления торговли в приграничной зоне.

Как уверяли организаторы, очередь в Ваалимаа будут бесплатной, во всяком случае, на стадии эксперимента. Хотя Юрки Ярвинен не скрывал: вопрос платности обсуждается, но чтобы сделать эти услуги в Финляндии платными, требуется изменение законодательства. Но кто же запретит скорректировать закон в пользу финской экономики и взимать ту же плату, что в Эстонии? Мелочь, а всё в копилку.

Электронная очередь делает невозможным прохождение границы без телефона. Конечно, этот гаджет сегодня доступен всем, но иногда он ломается, теряется или на счету заканчиваются деньги. Тогда, посоветовал Юрки Ярвинен, можно воспользоваться терминалом. Однако здесь есть некая неувязка. Тот же господин Ярвинен говорил: эсэмэс о том, что водитель может пересечь границу, должна прийти на телефон. Получается, телефон становится обязательным атрибутом для выезда из Финляндии?

Эксперимент в Ваалимаа будет идти 2 месяца. В марте специальная комиссия должна подвести итоги и решить: продлить проект, закрыть его навсегда или оставить только для грузового транспорта. Если опыт будет признан полезным, то аналогичные системы будут распространены на другие МАПП, расположенные в юго-восточной Финляндии. Поскольку потребителей услуги заранее никто не спросил, нужна она или нет, водители могут донести свои претензии, отвечая на вопросы анкеты, которая будет раздаваться при пересечении границы.

Остается надеяться, что комиссия предусмотрит интересы и тех автомобилистов, которые хотят пересекать границу свободно, руководствуясь собственными планами, временем, желанием и дорожными обстоятельствами. В противном случае электронную очередь вполне можно рассматривать как навязанную безальтернативную услугу, нарушающую права человека на свободное перемещение. 

↑ Наверх