Все, что они делают, — заведомо красиво
До 28 мая «NameGallery» приглашает на выставку Виктора Алимпиева «Чертов язык!»
Виктор Алимпиев родился в Москве в 1973 году. Одна из самых заметных и интересных фигур в современном русском искусстве. Его работы вошли в коллекции многих российских и западных музеев и фондов, в том числе — галереи «Tate Modern» в Лондоне и Центра Помпиду в Париже.
Его новая работа «Невинная» — одноканальное видео вертикального формата. Три актрисы в течение десяти минут передвигаются в пространстве, меняясь ролями: одна поет, другая слушает, третья ходит. «Это не видеоарт, а постановка. В основе лежит текст. Актрисам предоставлена свобода, они сами придумали своих персонажей — ходящего, молчащего и говорящего. Они выстраивают отношения друг с другом, как человек учится языку», — объясняет куратор выставки Анна Заведий. Эмоции, которые возникают у актрис в процессе действия, абсолютно спонтанны, при этом хорошо видны зрителю — план крупный, крупнее некуда, но причины их возникновения им, разумеется, непонятны. Зрителю необходимо включить собственные ассоциации, понять, что актрисы пытаются передать друг другу, что чувствуют, когда поют, двигаются или молчат. «Первый толчок — предложенные художником правила дают синергетический эффект: непредсказуемо поведение системы и нашедших себя внутри спектакля актрис. В этом смысле работы Виктора достигают предельной автономности, в них — вся вселенная, мир, который был и будет», — говорит Анна. Амандин Монин
Экспозиция состоит из двух частей: непосредственно фильма, который демонстрируется в затемненной комнате, и отсканированных репетиционных записей одной из актрис, Амандин Монин. Очевидно, две другие — Клер Хюго и Эмманюэль Лютжен — тоже вели записи, но если бы на выставке продемонстрировали их все, зрители бы запутались. А так — можно вычленить этапы работы, особенно если владеешь французским и английским; помогут и графические схемы. Актрисы даже осваивают некоторые слова по-русски, хотя спектакль без слов, — отсюда и «Чертов язык», название выставки, и наклейка-матрешка на одном из листов.
«Все, что они делают, заведомо красиво», — говорит Виктор Алимпиев. На церемонии открытия он объяснил, почему ему было важно показать свою работу в Петербурге: «Эта работа заслуживает того, чтобы быть релевантной вашему городу, трагическому и прекрасному, она входит в вибрацию с силовыми точками Петербурга». Силовыми точками он считает Марсово поле — «космическая стартовая площадка, Стоунхендж» — и… мемориальную доску на доме, где жил Шостакович.
Записи Амандин Монин