Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Все дальше мы от сил природы, чем наши предки, год от года

В Ленинградской области еще сохранились загадочные сакральные места

В представлении многих Ленобласть — это поля, леса да дачи. Есть, конечно, и дворцовые ансамбли, и старинные усадьбы. Но как-то забывается, что на этой территории люди селились издавна, от древних времен остались вполне материальные свидетельства, среди которых есть и сакральные объекты. Причем таких объектов — около тысячи. Некоторые из них показали журналистам во время необычного тура по сакральным местам Лужского района.

Каменный лабиринт на острове Крутояр, сохранившийся чудом. Зачем в древности выкладывали подобные лабиринты? Версий существует много. Фото: из архива Вячеслава Мизина


— Сакральные места — это история, записанная в камне, причем история духовного развития человечества, — пояснил нам член Российского географического общества, исследователь культовых камней Вячеслав МИЗИН. — Сохранившиеся культовые места помогают понять, как наши далекие предки воспринимали окружающий мир, как взаимодействовали с силами природы, как трактовали свое место на этой земле. В общем, те аспекты жизненного пути, которые человечество современное уже практически и не замечает, ибо слишком далеко ушло от законов природы. 

И поныне некоторые из сохранившихся культовых объектов являются действующими, то есть к ним приходят люди, что-то просят, совершают определенные обряды. 

Кстати, не только древние придавали особое значение камням. Эта традиция сохранилась и в наше время. Камни, правда, теперь ставят не во имя богов, а по случаю каких-либо исторических событий.  Но как будут трактовать «наши камни» далекие потомки-археологи? 

В Ленинградской области среди священных деревьев известны ели, сосны, дубы, можжевельник, а чаще всего священной объявлялась та или иная береза. Священными были не только отдельные деревья, но и целые рощи.

Часовня, скрывающая древний каменный крест, разрушена. И надежды, что на этом месте появится новая, пока нет.

Прикоснуться к Ольгину кресту

Поселок имени Володарского. Деревенская улица: дома, огороды. Возле одного из заборов в тени кустов скрыты развалины деревянной часовни. Интересны не развалины, а каменный крест, стоящий внутри них. Крест очень необычен, очень древний, прозван Ольгиным — во имя равноапостольной княгини Ольги. Откуда взялся здесь этот крест, какие тайны он скрывает — остается только предполагать. Дотронешься до креста — холодит, как будто к льдине прикоснулся.

Бесхозный древний крест уже пытались забрать в личную часовенку. Не получилось. Местное население отстояло. Но что ждет эту достопримечательность дальше — неизвестно.

Возле расколотого камня под названием Укко?киви до сих пор отмечаются праздники, уходящие корнями в язычество. В этом году здесь справляли Иванов день.

Установить связь с силами неба

Расколотый на три части (скорее всего от удара молнии) огромный камень Укко-киви (Укко — финно-угорский бог, киви — от финского слова «камень») находится на горе Кирхгоф (Дудергофские высоты, рядом с Красным Селом). На камне есть вполне современные изображения ингерманландского флага. К седой старине флаг, разумеется, не относится. Говорят, флаг нарисовали последователи церкви Ингрии. А само старинное название «Кирхгоф» четко говорит о том, что здесь была кирха. 

Такие расколотые камни, расположенные на вершинах, в представлении древних  олицетворяли связь с небом. Причем историки уверены, что этот камень — именно культовый. На это указывают дополнительные признаки. И прежде всего необычность ландшафта: почти лысая вершина горы и то, что памятник отделен естественными преградами от жилья (в том числе, возможно, родником, когда-то бившим внизу горы). К тому же камень стоит на ключевой точке, откуда старая дорога поворачивает на ныне заброшенное кладбище. Второе название камня — Петров. Как полагает Вячеслав Мизин, камень этот скорее всего назван так не в честь Петра I, а в память о Петровом дне. Кстати, возле камня языческие праздники финны-ингерманландцы отмечают и поныне. 24 июня здесь проводится Юханнус (Иванов день), праздник летнего солнцестояния. 

Дудергофские высоты — не единственные высокие точки в Ленинградской области. Возвышенности высотой от 160 метров от уровня Балтийского моря есть еще на острове Гогланд, а также в районе Котлов, в поселке Орехово, на Веппской возвышенности. 

Вода из святого источника — целебная. Есть и специально оборудованная купальня — с отделениями для мужчин и женщин. Так что, собираясь к источнику, не забудьте захватить полотенце и емкость под воду.

Окунуться в  чудодейственную купель

Печерский святой источник расположен неподалеку от деревни Турово. Дорога ведет через поля, в лес, деревья которого — словно сошли со страниц иллюстраций к русским сказкам. Местность — очень таинственная.  Водное русло окружено папоротниками, на возвышенности — оголенные массивные корни деревьев. А когда-то здесь была и таинственная пещера. К слову, считается, что источники, бьющие из пещер, самые долгоживущие. 

Согласно легенде, источник стал популярным после исцеления одного крестьянина — местного донжуана, жившего примерно в XVI — XVII веках. Крестьянин попытался соблазнить красивую пастушку, за что был наказан провидением: потерял зрение. Он раскаялся. И ему было видение Богородицы, указавшей на источник. Крестьянин омыл глаза и прозрел. Тогда над святым источником поставили часовню, где хранился образ Печерской Богоматери (в XVIII веке этот образ перенесли в Лугу, в собор Св. Екатерины). 

Источник популярен и поныне. Народ приходит за водой, троекратно окунается в специально построенную купель (вода — холодная, но после омовения чувствуешь себя помолодевшим).

Правда раньше, как рассказывает Вячеслав Мизин, было принято ходить к источнику отнюдь не в любой день. Даты выбирались по церковному календарю. И возможно, именно это обстоятельство значительно увеличивало целительную силу (многочисленные свидетельства исцелений зафиксированы хрониками). Что ж, кто верит — тому и помогает.

На этом камне с желобом жертвы не приносили. Камень был предназначен для строительства.

Кинуть монетку в чашу камня Параскевы Пятницы

Вблизи деревни Ситенка рядом с шоссе лежит необычный камень. С желобом посередине. Глядишь на него, и сразу становится как-то не по себе. Совершенно очевидно, что желоб — искусственного происхождения. Может, был предназначен для стока жидкости. Воды? Крови жертв?

Но, как оказалось, этот камень все-таки не служил местом кровавых обрядов и вообще не относится к культовым объектам. Вячеслав Мизин считает его скорее памятником тому, как в старину «разделывали камни» для строительства. 

Но вот некоторые другие камни с похожими желобами могли служить и для ритуальных целей. 

А вот большой камень Параскевы Пятницы — с обширным углублением, в котором в любую погоду стоит вода, отыскать достаточно сложно. Нужно спрашивать у местных. Ориентир — озеро Врево. Камень стоит посреди поля, дороги к нему нет.

Из-за углубления камень относится к «чашечникам», но происхождения природного (есть еще «чашечники» рукотворные, когда углубления-чаши на камне выбивались специально). 

Вода в чаше считалась целебной, поэтому к камню шли (а паломники даже ползли на коленях) именно за исцелением. Даже крестный ход по праздникам организовывали. Над камнем была часовня, о существовании которой ныне уже ничто и не напоминает (но читатели, побывавшие на острове Коневец, где находится Конь-камень с возвышающейся над ним поныне часовней, могут себе представить, как это культовое место выглядело когда-то). 

Вячеслав Мизин продолжает рассказ: «Этот камень был исследован археологами из Института материальной культуры в 1979 году. Тогда нашли керамику, монеты XVIII века: место было очень популярное».

Но камень Параскевы Пятницы посещаем и ныне, свидетельство чему вполне современные монетки, брошенные в чашу. А если прикоснешься к камню, то чувствуется тепло, словно идущее из его глубины. 

Схема лабиринта на острове Крутояр (из книги Вячеслава Мизина «Гогланд».

Пожалуй, самые загадочные и спорные из всех сакральных мест — сейды (особенно те из них, что представляют собой огромные валуны, установленные на несколько маленьких камней-опор) и каменные лабиринты. Что касается лабиринтов, то их на территории Ленинградской области сохранилось мало — на труднодоступных островах Финского залива. Самый известный каменный лабиринт — на острове Крутояр. 

«Этот лабиринт ориентирован по сторонам света, вход на север, в сторону береговой линии побережья Финского залива, — рассказывает Вячеслав Мизин. — Представляет собой узкие дорожки, выложенные небольшими камнями. Причем дорожки неудобны для обычной ходьбы: слишком узки, ходить можно, только ступая след в след. Проходя лабиринт, мы движемся попеременно во все стороны, то плавно, то резко, стараясь не оступиться, — и все это на небольшом участке земли. Причем быстро пройти лабиринт «не думая» гораздо проще, чем рассчитывать каждый шаг. Прохождение лабиринта некоторыми историками трактуется как часть ритуала, направленного на изменение состояния человека. Возможно, после его прохождения у человека обострялось внимание, восприятие окружающего мира. Есть сведения о том, что каменные лабиринты возводились моряками, потерпевшими кораблекрушение. Есть и легенды о том, что с помощью прохода лабиринтов усмирялись шторма на море».

Вячеслав Мизин показывает камень Параскевы Пятницы. К этому камню-«чашечнику» столетиями за исцелением спешил народ. Желающие выздороветь приходят сюда и сегодня.

Время от времени сакральные места старались уничтожить. В частности, когда на эти земли пришло христианство. И очень многое было утрачено за годы советской власти. Боролись не только с церковью, но и с материальными свидетельствами поклонения древним божествам. К сожалению, и сейчас сакральные артефакты находятся под угрозой. Их разрушают и само время, и человеческая деятельность. Был, к примеру, «Звенящий камень» на побережье Финского залива. Постучишь по нему — и слышишь звон хрустальный. Но вот развели на камне костер, и он замолчал. Сейчас ученых особенно беспокоит судьба 9 камней-«чашечников» возле деревни Ольховка, которые числятся под государственной охраной. Из-за возможной застройки близлежащей территории уникальный комплекс, не имеющий аналогов в европейской части России, может исчезнуть. 

Если же мы утратим сакральные места окончательно, то это обеднит нашу культуру. Что же предпринять?

Юрий Шевчук, председатель Северо-Западного отделения Зеленого Креста, считает, что нужно заносить древнейшие объекты в реестр памятников хотя бы местного значения. Тогда бы местные власти обязаны были взять их под охрану. И участки, на которых находятся памятники, не отдавать в частные руки. Еще один выход — создание туристических зон. Нет, за «подход к объекту» денег брать не нужно, но создание туристической инфраструктуры (кафе, продажа сувениров) дало бы средства на содержание и охрану памятника старины. 

И конечно, нужно повышать культурный уровень населения, сохранять традиции.

Фото автора
↑ Наверх