Все люди — сестры
До 22 ноября галерея современного искусства «14-45» приглашает на выставку Саши Королева со сложным названием «Все зеркала из глины. Плоть и персть»
Если вы сейчас подумали, что это керамика, то ошиблись: это — живопись. Ассоциации с глиной рождаются из-за цветовой гаммы: художник использует тона земли, иногда в сочетании с кобальтом (а глина, как мы знаем, синей тоже бывает).
Подзаголовок «Плоть и персть» придумал сам художник, а цитаты, как он объясняет, «сами напросились — образ глиняный давно мозги проклевывал», причем не только из Гребенщикова, но и из Мандельштама: строки «Сестры тяжесть и нежность…» стали эпиграфом выставки.
Как известно, Бог создал человека из праха земного (Быт. 2, 7), и «плоть» рано или поздно превращается в «персть». Художник фиксирует момент, когда это еще не произошло и до этого далеко: на холстах — обнаженные женские тела в разных ракурсах. «Это реальные натурщицы, но долго я их не «мучаю»: делаю быстрые наброски фломастером, некий пластический знак, на каждый уходит три — пять минут. А потом недельку работаю, перевожу в материал», — объясняет художник.
Картины рождают ощущение единой серии, перетекают друг в друга, хотя не все они были созданы в одно и то же время; искусствоведу Изабелле Белят они даже чем-то напомнили античный фриз.
Конечно, работы Саши Королева — не столько эротика, сколько философия, и философия живописи в том числе. «Живопись Саши Королева рождается из стремительного жеста руки, вооруженной кистью или мастихином. Стремительность определяет, с одной стороны, впечатление от натуры, с другой — почти детская любовь к краске, к ее текучести, к ее цветистости…» — так говорит о творчестве художника старший коллега Саши Королева, мэтр петербургской живописи Анатолий Заславский.
Не случайно на большей части картин изображена не одна женщина, а две, фигуры друг в друга пересекают. Владелице галереи и куратору выставки Лике Алоян видится здесь и импрессионизм, но, как она говорит, «мистерия хаоса жестко структурирована». Изабелла Белят не согласна: «Эти вещи рождают ощущение стихии, потока жизни. Управляемого? Сомневаюсь. Посмотрите — ни одна из фигур в раму не вмещается, ноги, руки выходят за пределы рамы. И от них исходит свечение, одухотворенное и немножко фантастическое».
Сам Саша на речи искусствоведов реагирует, как большинство художников: «Когда работаешь, об этом не думаешь, но если это там есть — я не против. Не люблю продумывать, выстраивать. Главное не мешать, все само проявляется…»
ГАЛЕРЕЯ «1445» (14я линия В. О., 45. Вых. — вс.. Тел. 9598374) Саша Королев. «Все зеркала из глины. Плоть и персть». Живопись.