Всё параллельно
До 25 мая Музей нонконформистского искусства (Малый зал) Арт-центра «Пушкинская 10» приглашает на выставку Сергея Ковальского «Тотальная прозрачность».
Техника, в которой выполнено большинство работ, для Сергея Ковальского необычна — это фотоколлажи: «Жанр новый для меня, я ведь живописью занимаюсь. Но я не работаю как фотограф, я работаю с фотографией как художник», — объясняет он. Фотография здесь — всего лишь материал, суть работ состоит в совмещении различных фигур, фактур, стихий. Художник соединяет в одном «кадре» снимки, сделанные в разное время и в различных местах, причем это для него принципиально: часто названия работ представляют собою сочетание различных географических название — «Флоренция — Казань», «Гамбург — Матвеево» (заметим в скобках, что дело не в противопоставлении нашей страны и заграницы; иногда в названиях присутствуют два западноевропейских города). Поскольку Ковальский любит музыку, часть работ представляет собою фотопортреты современных музыкантов, наложенные на изображения зданий или живой природы. Себя художник тоже не забыл — совместил с простой травой.
«Рим — Флоренция».
Важно понимать, что все, что мы видим на выставке, — визуальное выражение концепции Параллелошара, которую Ковальский разрабатывает много лет. Важная ее составляющая — «метаэлементализм», сохранение информации методом параллельного совмещения чего-то вроде бы разного. На открытии выставки сам же художник сформулировал свою концепцию еще проще: «Мир един — как Бог един».
Дополняют экспозицию арт-объекты, символизирующие природные стихии. Мы их уже видели на персональной выставке Ковальского в конце прошлого года, но тогда объекты были статичными, а сейчас с помощью электродвижка вращаются вокруг своей оси: «Теперь это крутится, это действует! Но к этим мобилям следует относиться как к модели несуществующего объекта «Параллелошар» размером с нашу «Пушкинскую 10»…» — сказал директор Музея нонконформистского искусства художник Евгений Орлов.
Сергей Ковальский ответил на это, что любой объект должен превращаться в кинетический, и добавил, что в его работах нет ничего сложного: «Мы живем в одном пространстве, каждый день все это видим. Просто надо остановиться и послушать тишину. И на выставку всех приглашаю прийти еще раз, не на открытие, чтобы в зале было мало народу».
А известный коллекционер современного искусства Николай Благодатов заметил: «Он (Ковальский. — Т. К.) вроде революционер, ниспровергатель, но как у него все изящно получается! Это же просто красиво!»