Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Все в сад!

Лауреат «Золотой маски» создатель и лидер Театра «Post» режиссер Дмитрий Волкострелов выпускает в Петербурге спектакль «Парки и сады» по пьесе своего любимого драматурга из Минска Павла Пряжко

Что характерно, премьера пройдет 27, 28, 29, 30 и 31 августа в саду Фонтанного дома (Музея Ахматовой) по адресу: Литейный проспект, 53. После чего спектакль прекратит свое существование.

Дмитрий Волкострелов

Пряжко — драматург, которого Волкострелов ставит чаще других. Да что там, практически только его он и ставил с момента выпуска из петербургской Театральной академии (где Волкострелов в 2007 году окончил курс Льва Додина).

Исключение было сделано лишь для британца Марка Равенхилла и знаменитой «Лекции о ничто» Джона Кейджа. Впрочем, и эти тексты режиссер ставил в той же манере, в какой ставит Пряжко, — не тратя время на линейное повествование, не заставляя актера играть роли, а отстраняя его от героя и превращая в транслятора текста. Впрочем — транслятора умного, содержательного, заставляющего текст играть те роли, которые нужны режиссеру, приглашая зрителей включаться в игры разума, создавать картину мира, отличную от вида за окном. Если же «вид за окном» и возникал в спектакле, то на одной из 500 фотографий того же Пряжко и практически в полной тишине. Фиксация мгновений, явлений, предметов и даже попытка ухватить за хвост пустоту — адская каталогизация реальности, превращение живых картин в цифровой аналог — вполне соответствуют стремлениям сегодняшней компьютерной мысли. «Парки и сады» эту тему продолжают. В этой пьесе Пряжко фигурирует очень правильный парк со смотрительницей, куда ежедневно выходит гулять герой пьесы некий Петр. Как это ни парадоксально, природа в данном случае не находится в союзе с естеством, а тоже ему (естеству) противостоит. И даже смерть не гарантирует персонажу слияния с подлинным миром, он будет оцифрован сыном и таким своеобразным способом оставлен в этой жизни. Тотальное обессмысливание ключевых понятий духовной сферы — жизни и смерти — оборачивается адом без конца. И в этом смысле «Парки и сады» продолжают тему «Трех дней в аду», поставленных по пьесе того же Пряжко в Театре наций год назад, где реальность за счет бесконечных перечислений ее называний превращалась в бессмысленный каталог, выхолощенный и безжизненный.

Несомненно, Дмитрий Волкострелов — один из самых интересных сегодняшних экспериментаторов. Даже название его театра — «Post» — выглядит как манифест. Волкострелов говорит о жизни после — после всего, что считалось важным, ценным и значительным. Он не ставит диагнозы и не выписывает рецепты, он констатирует факты, выводы из которых каждый делает сам. Так что премьеру «Парков и садов» пропускать не стоит.

↑ Наверх