Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Всем ли школярам подойдет новый стандарт?

Как скажется введение внеурочной деятельности на учениках начальной школы

В редакцию «ВП» стали поступать обращения родителей школьников. Петербуржцы выражают недоумение и даже опасения по поводу введения внеурочной деятельности с 1-го по 5-й классы — в соответствии с федеральным образовательным стандартом. Причем в разных школах к вопросам внеурочной деятельности подходят по-разному. Где-то это обязательные часы, где-то — нет. Где-то родителям предлагают, для того чтобы освободить ребенка от внеурочных занятий, принести справки о том, что ребенок занимается в музыкальной (художественной, спортивной) школе. Где-то за посещение музыкальной (или другой) школы от «внеурочки» освобождают только на одно занятие в неделю (из обязательных минимум пяти). Где-то внеурочные занятия — это бывшие факультативы, на которых порой просто зачитывают рефераты на какую-либо тему, подготовленные родителями.

Редакция «ВП» отправила соответствующий запрос в комитет по образованию. Ответ публикуем.

Нынче в школе 1-й класс вроде института!

 ***

Действительно ли внеурочная деятельность теперь обязательна для всех?

— В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Урочная деятельность позволяет формировать основные знания, умения и навыки школьника, различные компетенции. Внеурочная деятельность дополняет и развивает приобретаемые школьниками знания и умения. В то же время необходимо отметить, что родители вправе вместе со школой определить количество занятий в неделю с учетом посещения ребенком кружков, секций и в целом организации второй половины дня.

***

Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача о том, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?

— Внеурочная деятельность не должна приводить к повышению нагрузки школьников. Она предполагает другие формы организации занятий: классные часы, экс­курсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектную деятельность.

Отметим, что внеурочная деятельность не является новшеством в образовательном процессе. Ранее она реализовывалась через систему классных часов и внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы, экс­курсионной работы и работы школьных научных обществ, а сейчас планируется в зависимости от образовательных потребностей и интересов детей. При этом школьники, как и раньше, имеют возможность посещать занятия в музыкальных школах, спортивных секциях, кружках в учреждениях дополнительного образования.

***

Теперь получается так, что ребенка нельзя забрать после окончания основных уроков. Ребенок обязан пообедать, пойти на прогулку и отсидеть внеурочные занятия. Плюс к тому дополнительные платные занятия (а многие родители хотят записать ребенка хотя бы на два часа иностранного языка в неделю). В результате ребенок будет выходить из школы в 16 — 17 часов (если не позже), довольно уставший. А еще нужно сделать уроки.

В самой сложной ситуации оказываются ученики, которые дополнительно занимаются в музыкальных, спортивных и художественных школах. Они еще — после столь долгого пребывания в школе — идут в музыкальную (или какую-то другую) школу. Делать уроки им остается только ночью (при том что в музыкальной школе дают домашние задания). Как поясняют в школах, музыкальная (спортивная, художественная) школа дает право на непосещение лишь одного внеурочного занятия в обычной школе. То есть это проблему не решает. А занятия, например, в музыкальной школе — это и так 7 — 12 часов в неделю плюс домашние задания.

Какие именно занятия и в каком объеме могут компенсировать внеурочную деятельность в школе? Есть ли единые правила?

— Самое главное: выстраивать вторую половину дня для ребенка в первую очередь могут только сами родители. Родители (вместе с ребенком) определяют, какие кружки и секции будет посещать ребенок, чем дополнительно он будет заниматься. И какое время во второй половине дня будет занимать внеурочная деятельность.

Так, для детей, посещающих музыкальные, спортивные, художественные школы, кружки в домах детского творчества, внеурочная деятельность значительно сокращается. При активных занятиях ребенка музыкой или спортом она может реализовываться через классные часы, экскурсии, социально направленную деятельность.

Школы также могут предложить в рамках внеурочной деятельности много интересных и познавательных занятий. Это занятия по развитию речи и уроки работы с книгой. Школы, изучающие на углубленном уровне иностранные языки, предлагают занятия, дополняющие и развивающие изучаемые иностранные языки (например, «Театр на иностранном языке», «Страноведение», «История и культура Санкт-Петербурга на иностранном языке»). Не менее важными для младших школьников являются занятия внеурочной деятельности, посвященные памятным датам и выдающимся людям российской истории, праздникам и традициям народов России. В соответствии с новым стандартом в рамках внеурочной деятельности школа также учит ребят проектной деятельности, например как правильно составить портфолио.

Но даже в случае, если ребенок не посещает дополнительные занятия в музыкальных, спортивных, художественных школах, родители вправе выбрать меньшее количество занятий внеурочной деятельности. Какие это будут занятия и в каком объеме — решение принимают родители.

***

Есть санитарные нормативы, регулирующие пребывание ребенка в школе. Для каждого класса установлено предельно допустимое число занятий. Получается, что внеурочная деятельность в это число не входит? То есть ребенок отсиживает целый рабочий день (с 9 утра до 16 — 17 и больше) и это считается теперь нормой?

— Санитарно-гигиенические требования и нормы устанавливают максимально допустимую урочную нагрузку в неделю для школ, которые осуществляют учебный процесс в условиях 5-дневной или 6-дневной учебной недели. И эти нормы распространяются только на количество уроков.

Перерыв между уроками и занятиями внеурочной деятельности может составлять либо 45 минут (динамическая пауза для отдыха и обеда), либо 1,5 часа (если между уроками и внеурочной деятельностью работает группа продленного дня, в режим ее работы включены обед и прогулка).

***

После основных уроков положена прогулка. То есть дети, разгоряченные в школе, должны выходить на улицу в любую погоду? Кто будет контролировать, как одет ребенок? Учителю это не под силу.

— В организации работы групп продленного дня никаких изменений не произошло. Режимом работы таких групп предусмотрена прогулка. Если на улице плохая погода, прогулка может заменяться досуговой деятельностью. При организации группы продленного дня с детьми остается воспитатель, который и контролирует, как одеты дети во время прогулки, чем они занимаются.

***

Почему бы внеурочную деятельность не сделать добровольной, по желанию родителей?

— Внеурочная деятельность является частью федеральных государственных образовательных стандартов. Родители вправе определять количество часов занятий внеурочной деятельности.

***

Понятно, что закон принят на федеральном уровне. Будет ли город вносить свои предложения по корректировке?

— Внеурочная деятельность является важной частью образования ребенка, развивает его знания и умения, его компетенции. Рекомендуем не отказываться от таких занятий, а выбрать то их количество, которое будет наиболее удобным для школьника и принесет ему наибольшую пользу.

Комментарий «ВП»

Однако даже после таких комментариев остается много вопросов. Насколько все-таки велики будут нагрузки на учеников? Не заставят ли в обязательном порядке в ряде школ ходить на все внеурочные занятия всех ребят? Как более позднее возвращение из школы скажется на качестве подготовки уроков и на здоровье учащихся? Мы продолжим разговор на данную тему.

Горячая линия «ВП»

Все вопросы, касающиеся как школьного, так и дошкольного образования (детских садов), вы можете задать во время горячей линии, которая состоится в четверг, 25 сентября, с 12 до 13 часов в редакции «ВП». Вы можете в это время позвонить по телефону 334-35-64 или предварительно оставить свои вопросы на сайте газеты.

На вопросы читателей ответят Жанна Владимировна Воробьева, председатель комитета по образованию, и другие сотрудники комитета.

↑ Наверх