Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Всемирная отзывчивость

До 25 февраля Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в рамках проекта «Петербургская и ленинградская художественная культура ХХ века» представляет выставку известного художника Юрия Тулина, посвященную 90-летию со дня его рождения.

Юрий Нилович Тулин — единственный из советских художников лауреат Гран-при на всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе (за картину «Лена. 1912»). В свое время в отделе советской живописи Русского музея картины Тулина занимали отдельный зал, в том числе и прославленная «Лена.1912», но мода изменилась; многие работы Тулина теперь находятся в заграничных собраниях — в музеях Риги, Алма-Аты, Ташкента, Бишкека…

За любовь к историческим сюжетам художника называли советским Суриковым. На картине «Златокипящая Мангазея» (когда-то — преуспевающий торговый город в Сибири, сейчас поселок Туруханск) — не просто торговая суета, погрузка-отгрузка товара, это «портрет» Руси XVII века — люди суетятся-веселятся, нагромождение деревянных строений венчает стройный храм, а над миром людей — расплавленный в воде диск солнца.

Прославившая художника «Лена. 1912» — тоже историческое полотно: сюжет картины — похороны жертв Ленского расстрела (на выставке, к сожалению, только фотографическая копия). «Мне все время хотелось написать картину о героях Ленинграда, вроде реквиема погибшим. Но все было еще свежо, кровоточило, поскольку я сам — блокадник, и я обратился к истории, нашел в ней трагедию, разыгравшуюся на далеких берегах Лены…» — вспоминает художник. Но к теме блокады Тулин впоследствии обратился: в экспозиции, в частности, представлена зарисовка со знаменитого концерта в Филармонии, когда впервые исполняли Седьмую симфонию Шостаковича.

После путешествия в Японию возникла целая серия, посвященная этой стране, и оказалось, что манера художника, кажущаяся совершенно «русской», прекрасно подходит и для передачи японской нездешней утонченности; это, наверное, и есть та черта отечественного менталитета, которую Достоевский называл «всемирной отзывчивостью». «Только свое, выстраданное, бередящее душу могло дать дальнейший толчок творчеству», — говорит вдова художника Маргарита Давидсон-Тулина.

↑ Наверх