Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Вспомнить забытую войну

За год удалось собрать экспозицию музея, который открылся в Ратной палате в Царском Селе

«Вечерний Петербург» уже рассказывал о тех дарах, которые пополнили фонды нового музея «Россия в Великой войне» (см. номер «ВП» за 1 августа). И вот первые две очереди музея открыты. Музей абсолютно современен, сочетает традиционную экспозицию с новейшими технологиями. Можно, отойдя от витрин с предметами, присесть за стол и, листая планшет, не только прочесть тексты, но и посмотреть видео с фрагментами исторической хроники.

В экспозиции представлены все ключевые моменты войны.

В экспозиции представлены все ключевые моменты войны — наиболее яркие и значимые операции русской армии, появление воздушного и подводного флота, новых родов войск, работа дипломатов по подготовке сепаратного мира, роль императорской семьи и военного духовенства.

Придете в Ратную палату — в первом зале обратите внимание на небольшой браунинг образца 1910 года. Именно из такого был застрелен эрцгерцог Франц Фердинанд, что послужило Casus belli первой массовой бойни…

В музее воссоздана атмосфера Ставки императора в Могилеве, на экране проецируются цитаты дневников Николая Второго, в том числе и трагичная запись, сделанная уже после Февраля — 2 марта 1917 года: «Кругом измена, трусость и обман»…

Военная форма России, стран Антанты и Германии с Австро-Венгрией. Во многом хранящая красоту и изящество формы времен благородных сражений века девятнадцатого, а в чем-то уже намечающая штрихи будущего — жесткость кожаных тужурок, суровость шинелей грядущих страшных войн. А вот столь знакомая нам буденовка — только это шапка конного офицера  императорской России, которая, как и шинель, создана была по эскизу художника Васнецова в 1910-м…

Из такого браунинга был застрелен эрцгерцог Франц Фердинанд.

Сто тысяч только британских голубей погибло на Западном фронте. Немцы против голубей противника использовали специально обученных соколов. У России тоже были свои военные почтари, доставлявшие «голубеграммы».

В этом музее пафоса нет — есть картина Великой войны, все ее грани, внимание к деталям…

↑ Наверх