Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Встречаемся на кладбище

Петербургский БДТ стал инициатором интереснейшего проекта, совместного с немецкой театральной группой «Римини Протокол» («Rimini Protokoll», Берлин)

Проект «Remote Петербург» (в переводе — «Удаленный Петербург», или «Петербург со стороны») — оригинальный опыт так называемого променад-театра, очень популярного в Европе. Но режиссер Штефан Кэги — один из трех создателей «Римини Протокола» — придумал замечательный ход, позволяющий каждому из 50 участников, купивших билет на «Remote Петербург», пережить незабываемый личный и социальный опыт. Проект стартует 19 июля в 13 и 17 часов в весьма оригинальном месте — в Некрополе Александро-Невской лавры (подробный путь к месту встречи обозначен на сайте БДТ) и будет регулярно идти до 14 сентября.

Вообще «Римини Протокол» в Европе никому не нужно представлять. Три изобретательных режиссера — Хельгард Хауг, Даниэль Ветцель и Штефан Кэги — объединились в 2002 году и с тех пор интенсивно работают на ниве документального театра. И если в России этот тип театра ограничивается в основном техникой вербатим — то есть донесением до публики прямой речи таких представителей общества, с которыми у нее мало шансов встретиться и поговорить в реальности (от зэков до защитников майдана первой волны), то «Римини» на основе реальных документов и свидетельств очевидцев предлагает самые неожиданные повороты и формы осмысления мира. В их произведениях, которые лишь условно можно называть спектаклями, на сцену выходят сами документальные герои: немецкие нефтяники или нигерийские бизнесмены, звучит множество языков — иными словами, дается срез реальности в изощренной интерактивной форме, и эта реальность требует к себе внимания современников, их работы мысли, их человеческого участия. Нередко зрители становятся единственными участниками действия. Как, скажем, в проекте «Call Cutta in a box», где каждый купивший билет остается в запертой комнате наедине с телефоном и общается с представителем колл-центра в Индии. Или «Remote X», где место «неизвестного» занимает название того города, где проект реализуется. За свои интересные и важные опыты «Римини Протокол» даже получил «Серебряного льва» Венецианской биеннале — с формулировкой «за новаторство на драматическом поприще».

Прошлым летом спектакль «Remote Avignon» стал одним из хитов крупнейшего в Европе Авиньонского театрального фестиваля. Теперь вот возник «Remote Петербург». В течение часа с небольшим люди бродят по городу, повинуясь исключительно голосу в наушниках. Начинается эта оригинальная прогулка на старом кладбище в центре города, где каждого просят выбрать надгробие, остановиться около него. А потом, ответив на нехитрые вопросы (например, больше или меньше лет, чем вам, было человеку, лежащему под этой плитой), включить воображение, попытаться представить себе этого человека в прежнем и нынешнем состоянии etc., etc. Сразу за воротами группа собирается в некое сообщество, которое голос в наушниках называет «стаей», — и у каждого появляется уникальная возможность исследовать универсальные механизмы взаимодействия людей, а также манипуляции ими.

Пройдя через реперные точки маршрута — кладбище, метро, церковь, торговые ряды, здание БДТ на Фонтанке (секрет финала не стоит раскрывать, чтобы не сбивать остроты впечатления), — человек меняет оптику. Точнее сказать, оптика за эти час с небольшим меняется несколько раз, как в песенке Гребенщикова: «Мы стояли на плоскости с переменным углом отражения, проверяя закон, приводящий пейзажи в движение». Один из особенно впечатляющих моментов — взгляд на Петербург со ступеней Думы, созерцание спектакля «Жизнь большого города», который неожиданно оказывается весьма захватывающим. Другой вполне экстремальный опыт — превращение человеческой стаи в демонстрацию на Апраксином рынке. 

Впрочем, наиболее важный результат события под названием «Remote Петеробург» — пробуждение в каждом из участников процесса внутреннего голоса, вступающего в диалог с искусственным интеллектом из наушников, диалог со своим внутренним «я», который превращается в опыт самопознания, — и не заканчивается в тот момент, когда наушники снимаются и отдаются кураторам проекта, а только начинается.

↑ Наверх