Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Встречи в Литве. И усадьбы, и небоскребы

Какие рычаги используют в Литовской Республике для охраны историко-культурного наследия

ЮНЕСКО, но разное

— Скажите, а в исторической части Вильнюса возможно снести здание, сославшись на его древность? Или, допустим, надстроить старый дом новыми этажами? Расширить его площадь ввысь мансардой?

На правом берегу Нериса вырос свой «мини Манхэттен».

За этим вопросом, задаваемым журналистами из Петербурга самым разным собеседникам, неизбежно следовала пауза непонимания: о чем это мы? Весь исторический центр Вильнюса — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, еще с 1994 года. Все 74 квартала, более 70 улиц и переулков, полторы тысячи зданий, построенных в стиле готики, ренессанса, барокко и классицизма: жилых домов, гостиниц, церквей, башен, университетских корпусов. Несмотря на все исторические катаклизмы, в Старом городе сохранилась средневековая планировка, вековая природная среда. Кто здесь позволит что-либо разрушить или исказить?

Ну да, думалось нам. Весь исторический центр Петербурга — формально тоже объект всемирного наследия ЮНЕСКО. И даже с 1990 года. Но: почувствуйте разницу берегов Нериса и берегов Невы. На берегах Нериса, на которых стоит столица Литвы, старину не уничтожают. Однако... Однако и здесь не без проблем: контекст, в котором расположено историческое наследие. Победное шествие стеклянных небоскребов уже переменило городской пейзаж (впрочем, как и в Таллине).

«Девелоперов сдерживаем»

Битвы за наследие разворачиваются не внутри Старого города, а вокруг него — в так называемых буферных зонах визуального влияния. Об этом нам, группе петербургских журналистов, рассказала Мария Дремаите, генеральный секретарь литовской национальной комиссии ЮНЕСКО.

«Соблазн сократить границы охраны ЮНЕСКО был всегда. Были большие дебаты, не много ли мы взяли, — говорит Мария Дремаите. — Но мы девелоперов сдерживаем: в 2010 году министерством культуры был издан указ, определивший границы объекта культурного наследия и буферных зон. В довольно большом радиусе нельзя строить высотные здания — в зонах влияния на городской пейзаж. Однако проблема Вильнюса в том, что Старый город лежит в ложбине. Что ни построишь вокруг него, всегда будет влияние».

В 1970-е годы была создана концепция «Архитектурные холмы Вильнюса» , напоминает Мария Дремаите. При сохранении некой зеленой короны вокруг города — планировалось высотное строительство на этих холмах. Разрабатывались масштабные проекты устройства на правом берегу Нериса нового общественного центра Вильнюса. При советской власти кое-что построить успели. Вернулись к идее высотного освоения правого берега в начале 2000-х годов. Сейчас здесь свой «мини-Манхэттен»: стоят несколько небоскребов, в их числе здание мэрии. Предполагалось и грандиозное футуристическое сооружение по проекту самой известной в мире женщины-архитектора  Захи Хадид, легендарной британки иракского происхождения.

Похвальное слово кризису

«Для правого берега Нериса был грандпроект музея Гуггенхайма, специально приглашали архитекторов-звезд, — рассказывает глава литовской комиссии ЮНЕСКО о международном конкурсе 2008 года, в котором победил проект Захи Хадид. — Но была критика сообщества: нужен ли такой дорогой проект и есть ли коллекции, достойные здания? Проект приостановили».

Поспособствовал тому и глобальный экономический кризис 2008 года. В целом кризис сработал на сохранение городского пейзажа.

«Пять-шесть лет был кризис, не было вообще больших строительных проектов, — поясняет Мария Дремаите. — Теперь эти проекты не уходят, но: меняют облик. Пришло понимание, что можно себя не только высотками выражать».

Кризис, впрочем, не помешал осуществлению одного амбициозного государственного проекта. В июле 2013 года в Старом городе состоялось открытие Дворца правителей — великих князей литовских. Парадная резиденция правителей Королевства Польского и Великого княжества Литовского была полностью уничтожена на рубеже XVIII — ХIX веков. В 2000 — 2001 годах сейм и правительство Литвы приняли решение о восстановлении Дворца великих князей. Его воссоздали по историческим планам, с одобрения ЮНЕСКО. Строительство шло более 10 лет — при бурных дискуссиях в обществе: нужен ли такой дорогой проект и по сути своей новодел? Дворец уже работает как национальный музей. Это единственный пример нового строительства в Старом городе.

Градозащитники: петиции вместо митингов

«У нас нет суперактивного градозащитного движения. Такого, как, например, Архнадзор в Москве, — продолжает Мария Дремаите. — Возможно, и повода для него нет. Но есть локальные организации: самих жителей, местных сообществ Старого города. Они всегда интересуются, что происходит с их территорией. В этих сообществах есть очень активные члены, имеющие высшее юридическое образование. И протесты сразу выходят на высокий уровень. Не так, чтобы покричать, помитинговать — жители составляют обоснованные обращения, петиции. Например, последний случай: были возражения против некорректной приватизации одного участка и изменения регламента строительства. Кто-то обошел регламент и из одноэтажного строительства хотел выйти на многоэтажное. Люди это оспорили. Мы ведем с ними диалог, выясняем. В министерстве культуры есть комиссия надзора за Старым городом. У департамента культурного наследия есть территориальные отделы».

Кроме объектов ЮНЕСКО в стране есть и свои многочисленные объекты культурного наследия. Например, старинные барские усадьбы — как и в России, за годы советской власти большинство из них превратилось в руины.

Помещикам — помощь Евросоюза

«Пять лет мы уже получаем гранты Евросоюза и рассчитываем, что в бюджете восстановления усадьбы его средства составят до 70 процентов», — рассказал нам Гедрюс Климкявичус.

Гедрюс Климкявичус разводит жемайтских лошадок, прославившихся еще в Грюнвальдской битве.

Имя Климкявичуса одно время было хорошо известно в России. Вспоминайте: группа «Снегири музыка» — основанный в 1998 году российский независимый лейбл звукозаписи. Теперь один из основателей «Снегирей» Гедрюс Климкявичус — новоявленный помещик, а точнее арендатор обширного поместья. Еще точнее: самой большой усадьбы в Литве — Пакройской, она в 250 км от Вильнюса. Усадьба известна с середины XVI века, нынешний ее каменный ансамбль возведен к середине XIX века.

«Сотни усадеб в Литве пребывают сейчас в руинах. Повезло при советской власти лишь тем усадьбам, в которых разместили училища или службы колхозов, — рассказал нам Гедрюс. — Постройки Пакройской усадьбы были заняты сельскохозяйственным техникумом, и это спасло их от разрушения».

Однако все постройки и территория требуют реставрации и большого ухода. Сохранились двухэтажный дворец, амбары, конюшни, мельницы, гостевой дом, парк. Теперь Гедрюс Климкявичус создает здесь, на 15 гектарах, «республику усадебных развлечений» с интерактивным уклоном в дворянский быт XIX века. Сценарий крайне затратный, но режиссер может позволить себе строить планы. Кроме поддержки Евросоюзом есть и такая гарантия перспектив, как длительный срок аренды. В России максимум этого срока 49 лет, в Литве — 99.

Вот Гедрюс и взял усадьбу в аренду на все 99 лет. Разводит здесь знаменитых жемайтских лошадок — прославившихся еще в Грюнвальдской битве. Устраивает художественные акции. В апреле обещает прибыть в Петербург - дилижансом. У Гедрюса есть план сделать пробег Варшава — Санкт-Петербург по почтовому тракту, проложенному в 1820-х годах. Так что с пакройским помещиком мы вскоре увидимся.

Монастырям — постоялые дворы

Еще один способ сбережения старины — ее использование в туристических маршрутах. Пример: католический монастырь Пажайслиса вблизи Каунаса. С XIX века этот великолепный памятник барокко пережил нашествие наполеоновских войск, затем перековку под православную обитель, после Второй мировой войны — превращение в психиатрическую лечебницу. Сестрам-монахиням его отдали уже после 1990 года — в независимой Литве религиозным общинам вернули их собственность, национализированную при советской власти.

Пакройская усадьба отдана государством в аренду на 99 лет.

Средства на восстановление и поддержание монастыря — не только «кружечные сборы». Устраиваются концерты, фестивали. Гостевой дом, стоящий вне монастырской ограды, сдан на 20 лет в аренду частной компании. Та устроила на постоялом дворе элегантную гостиницу, помещения для конференций, рестораны. Меню — без крепких напитков, всё в рамках монастырских понятий о приличиях (солируют, например, тушеная говяжья голень с перловой кашей или заливной говяжий хвост). Арендаторы рассказывают о том, что даже гвоздь в стену вбить не вправе — приспособление памятника под гостиницу шло под строжайшим контролем, с обязательствами его полного сохранения.

Недалеко и без пробок

Конечно, сейчас в Литве рассчитывают на то, что этот аутентичный усадебный и монастырский быт привлечет туристов из соседних регионов России, особенно из Петербурга. Ехать на машине относительно недалеко, от Петербурга до Каунаса 750 км. Многочасовых очередей на границе, в отличие от выездов в Финляндию, не бывает. Цены в Литве умеренные. И своих таких объектов у нас практически нет. К примеру, в нашей родимой Ленинградской области из объектов культурного наследия в постсоветские времена восстановлена частным образом лишь одна барская усадьба —  в Тосненском районе.

↑ Наверх