Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Встречи в Литве: свой брат, мэр

Мэр Вильнюса Артурас Зуокас устраивает новогодние приемы для дворников, изгоняет маршрутки с улиц столицы и с подручной помощью БТР показывает, как поступать с нарушителями ПДД

Журналист, лауреат «Ig Nobel»

В первый раз мэром литовской столицы Артурас Зуокас был избран еще в 2000 году, когда ему было 32 года. Бывший военный корреспондент, прошедший Ирак, Нагорный Карабах, Чечню и другие горячие точки, он стал, вероятно, одним из самых молодых градоначальников на постсоветском пространстве. После него отличился только другой брат-журналист: 33-летний латыш Нил Ушаков, избранный мэром Риги в 2009 году.

Князь Гедиминас, легендарный основатель «града Вильны» в XIV веке, служит образцом всем последующим градоначальникам Вильнюса. С ним трудно сравняться славой.


Как не порадоваться успешным карьерам коллег? Тем более Артурас Зуокас имел даже честь стать лауреатом престижнейшей международной премии «Improbable Research», или «Ig Nobel». Той самой, что присуждается за «исследования, которые вначале заставляют людей смеяться, а после задумываться». У нас она известна как «шнобелевка».

В 2011 году мэр Вильнюса получил «шнобелевскую премию мира» за радикальный способ решения проблемы незаконно припаркованных машин класса люкс: путем переезда их корпусов бронетранспортером. Боевой мэр лично проехался колесами БТРа по крыше «мерседеса», оставленного на выделенной велосипедной полосе центрального проспекта Гедиминаса. И обещал впредь поступать столь же сокрушительным образом хоть с «роллс-ройсами», хоть с «феррари», хоть с «руссо-балтами» — со всеми люксовыми авто, нагло припаркованными не по правилам дорожного движения.

Конечно, то была социальная арт-провокация, постановочный трюк для телевидения. Но водители столицы, говорят, после этого образумились. И благодаря этому трюку мир не только посмеялся, но и выучил название столицы Литвы. А мэр Артурас Зуокас обрел глобальную славу — на просторах Интернета.

Мэром Зуокас служит уже третий срок. И шестой год разъезжает по городу на велосипеде либо сигвее — электросамокате.

«Наше вам почтение, господин дворник»

Журналисты Петербурга встретились с коллегой незадолго до Нового года, в здании администрации Вильнюса, заслуживающем отдельного слова. На вопрос мэру «что нового?» услышали, что вскоре состоится новогодне-рождественский прием для работников коммунальных служб города.

— Каждый год я делаю специальный прием в ратуше, на который приглашаю тех, кто работает на улицах, чтобы выразить им благодарность перед Рождеством, — сообщил Артурас Зуокас. — Вы этих людей на улицах и не застанете. Они встают рано, их рабочее время начинается в пять-шесть утра. И в целом, чтобы работали с лопатами — это уже прошлое. Мы используем много техники. Но в Старом городе, где трудно подойти с техникой, там еще много ручной работы. Есть дворники, которые работают лет тридцать и более. Их люди знают, подходят и говорят: спасибо, что так рано встаете и делаете город чище!

Долой «микрушки»

Из новостей 2013 года — Вильнюс избавили от маршруток, которые в Литве именуют «микрушками» (от микроавтобуса).

— «Микрушки» убрали с 1 июля, — доложил нам Артурас Зуокас. — Они работали на основе социального договора: мы этот договор не продлили. Считаем, что такая схема транспорта — уже прошлый век. «Микрушки» как транспорт пришли на рынок СССР из Турции. Это были и несправедливая конкуренция для регулярного транспорта, разъезжающего по графику, и теневой рынок. Мы видели, сколько теневых денег крутится в этом секторе. Начинали их проверять: видели, все получают минимальную заработную плату, на которую невозможно жить. Значит, деньги выплачиваются в конвертах. В некоторых компаниях мы смотрели их километраж. Фиксировали, сколько они проезжают за год, за месяц, и сколько используют бензина. Получалось, что это уже должны быть электрические микроавтобусы — без бензина. Вероятно, был нелегальный импорт бензина или дизеля. И так далее. Все это только укрепляло теневую экономику.

Теперь акцент в Вильнюсе — на скоростные маршруты и выделенные полосы для общественного транспорта. Трамвая в Вильнюсе нет, есть автобусы и троллейбусы. В час пик народ толпится на остановках и костерит Зуокаса, ликвидировавшего шустрые «микрушки». По словам самого мэра, на 550 тысяч постоянно живущего населения города — 150 приезжают на работу и учебу в Вильнюс каждый день. Из пригородов многим действительно было удобнее добираться на небезопасных маршрутках, они заменяли и частный транспорт.

— Если вы едете с четырьмя пассажирами в частном автомобиле, вы тоже можете использовать полосу, выделенную для общественного пассажирского транспорта, — парирует мэр. — Едете на работу в центр — зовите соседа, которому по пути. Используйте систему «четыре плюс».

Мэр Вильнюса Артурас Зуокас когда-то был военным корреспондентом.

Артурас Зуокас также рассказывает, что в столице уже начала действовать система «кар-шеринга»:

— Можете взять автомобиль напрокат в одной точке и в другой его оставить. Допустим, у меня есть спецкод — я открываю этот автомобиль, еду на вокзал, там его оставляю. Это для всех желающих. Но мы хотим, чтобы систему «кар-шеринга» как можно больше использовали госслужащие. Наш парк маленький, — говорит мэр об автопарке городской администрации. — Весь служебный транспорт, включая транспорт проверяющих служб, составляет 65 автомобилей. Не больше. Мы стараемся, чтобы сотрудники использовали и сигвеи, и велосипеды.

Сигвеи и велосипеды также можно брать по системе «циркулирующего проката». Но не круглый год, а с перерывом на зимние месяцы.

О тех, кто рано встает

Литва живет по европейскому времени. Сейчас, зимой, у нас с нею два часа разницы. Здесь нет российского зимнего мрака, при котором в Петербурге в декабре и январе рассветает лишь к 11 утра. После восьми утра в Вильнюсе уже светло. Разные подразделения городской администрации начинают работать в 7.30, в 8.00.

— Приемная мэрии, что на первом этаже, открывается с 8 утра, — поясняет мэр график работы чиновников. — Но есть у сотрудников и свободный график, если работа непосредственно не связана с клиентами. Можно делать работу и дома, у компьютера. Стараемся балансировать потоки людей. Например, чтобы взрослые учебные заведения и школы начинали работать не в одно время. Это простая арифметика: если вся девятиэтажка хочет попасть в лифт одновременно, будет пробка. Я сторонник того, чтобы школы начинали работать с 8.30, с 9 утра, а не с восьми, как сейчас.

Минимизация контактов

Еще недавно все службы мэрии были разбросаны по городу, по двадцати с лишним адресам. Теперь они находятся в одном 20-этажном здании, поднявшемся на противоположном от Старого города берегу реки Нерис, где сооружен свой Сити-центр небоскребов. Переезд всех комитетов и департаментов в одно место позволил сократить штат мэрии с 1300 сотрудников до 860. Отпала необходимость в курьерах, водителях, многих технических работниках. К тому же часть услуг полностью переведена в Интернет.

— У нас система одного контакта с приемной уже с 2004 года. Одного окна, — поясняет Артурас Зуокас. — Люди не могут попасть напрямую к чиновнику, подать ему документы или запрос. Мы избегаем контактов, чтобы не было коррупции. К тому же так легче организовать контроль. Все прохождение документа фиксируется в компьютерной программе. Задается время, когда и кто должен ответить на запрос, в какой период документ переслать, и все это фиксируется на сайте мэрии. Другая хорошая практика — чтобы проблемы решали по Интернету. Вот вы хотите вывесить рекламный плакат в городе — не надо приходить сюда. Вы сами выписываете себе разрешение по правилам, а мы потом проверим соответствие. Нужна лицензия на алкоголь — мы ее сами привозим бизнесменам, им тоже не надо приезжать сюда. Я начальник, но я ваш слуга. Я приезжаю к вам и привожу — общение построено с другой стороны.

«Учреждения власти служат людям» — этот постулат записан и в статье 5 конституции Литовского государства.

Мест в садиках не хватает

Из самых насущных проблем столицы — кроме транспортной — мэр называет нехватку мест в детских садах и дефицит жилья для молодежи:

— В последние 5 — 6 лет повышается рождаемость. Дефицит в детских садах составляет 2,5 тысячи мест. В Вильнюс приезжают до 50 — 60 тысяч студентов из других городов Литвы, из Белоруссии. Помощь мэрии — это специальные льготные квартиры для молодых семей, которые нельзя приватизировать или выкупить. Это муниципальный фонд, предоставляемый на 5 — 10 лет. Сейчас таких квартир 4500, а потребность в них вдвое больше.

Притягательность Вильнюса мэр видит в том, что он в целом комфортен для жизни:

— У нас 70 процентов территории покрыто озерами и парками. Во время обеда можно взять и покататься часик на лыжах. Задумаете покататься на лошади — клубы есть в 10 минутах от мэрии. Мы ведем бурную жизнь, но без стрессов. Люди чувствуют спокойствие, особенно в Старом городе, в парках, — говорит мэр.

Насчет лыж: снег в столице Литвы мы действительно видели. Светлый по утрам город и чистый белый снег в парках — это сильное впечатление: особенно после малоснежного и темного Питера этой зимы.

В новом здании мэрии установили башню из часовых механизмов: монументальный призыв ценить время — свое и чиновников.

↑ Наверх