Вступительный взнос для «дедушки»
До 28 апреля в галерее «Матисс-клуб» (Никольская пл., 6) — персональная выставка Владимира Яшке
Один из самых известных представителей движения митьков примкнул к ним в далеком уже 1985-м, на первой официальной выставке группы в Доме ученых в Усть-Ижоре. «Это была инициатива ученых, они прониклись и решили сделать эту выставку, — рассказывает художник. — Я походил по выставке и увидел на ней живое творчество. К тому же Борис Гребенщиков стал выступать — его тогда еще мало кто знал, — я подхожу к сцене, говорю: «Отлично!» Потом я подошел к ним, к Саше Флоренскому и сказал: «Вот, я такой-то, вот моя книжка — «Фиеста» Хемингуэя (она, правда, на белорусском была издана), принимайте меня!» Мне понравились они. А Митя говорит: «Надо вступительный взнос». — «?» — «Да ты не понял! Вон за углом магазин!» Две бутылки портвейна — вот и весь вступительный взнос».
Еще художника называют дедушкой митьков, но он товарищей-художников внуками не считает: «Дедушка — потому что уже в юности был наполовину седой, а сейчас и совсем поседел. Ну и разница в возрасте, конечно».
«Полет колибри в клетке» (1998)
Сейчас, конечно, митьков как движения давно нет, художники разбрелись, у каждого «сольная карьера», но каждый из них остается в том живописном мире, который сам для себя придумал. И Владимир Яшке не исключение.
«Выставка отчасти ретроспективная: самая ранняя работа — «Автопортрет» 1976 года, есть работы 1980-х, 1990-х, что редкость, поскольку всё находится в частных собраниях, — рассказывает директор галереи Юлия Бородина. — Много пастелей 2015 года. Мы повесили рядом работы 1990-х и 2013 года, и они «поддерживают» друг друга, видно, что сегодня художник работает так же, как в 1990-е».
При этом мир Владимира Яшке однообразным никак не назовешь: он яркий, многоцветный, художник пишет пастозно, не жалея краски. В работах явно ощущается движение кисти, они не производят впечатления застывших раз навсегда изображений. И с чувством юмора у него все в порядке. Кстати, героиня многих картин — загадочная Зинаида. Это собирательный образ простонародной вечной женственности. Через ее простодушную радость он показывает радость бытия. «Обратите внимание на картину 2002 года «Зинаида и офицеры», — говорит Юлия Бородина. — Плоскость незакрашенного холста работает как свет, а то, что закрашено, — как тень. Это гениально».
«Зинаида и офицеры» (2002)
Наверное, многие обратят внимание на картину «Лермонтов танцует на балу». Она появилась в результате прошлогоднего муниципального проекта «Лермонтов за углом», придуманного к юбилею поэта. Комитет по культуре предложил принять участие в проекте художникам-митькам Владимиру Яшке, Владимиру Шинкареву, Андрею Филиппову, Светлане Баделиной. Репродукции картин разместили в метро и на улицах города, а оригиналы выставили в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.