Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Радуга»: новые формы и старая добрая магия

Вторая часть фестиваля «Радуга», который завершится в среду, 21 мая, связана с новыми для России именами и новыми технологиями, которые театр немедленно берет на вооружение. Исключение тут составляют великий французский мастер визуального театра Филипп Жанти, который везет самый, наверное, технологически простой свой спектакль, но магия его от этого меньше не становится, а также команда из Ярославля, представляющая современную польскую пьесу.

«DustpanОдиссей».

Итак, маэстро Жанти покажет спектакль «DustpanОдиссей» — это действительно такой «Гомер» из мусора, точнее, из кухонных атрибутов, который умещается на обычном, средних размеров столе: роль главного героя исполняет штопор, который французы называют «Де Голль» (тот, что с поднятыми вверх «руками»); морская пена взбивается в тазу — миксером, из трех капель средства для мытья посуды; кораблем, штурмующим океан, становится швабра, палубой — совок, матросами — конфеты в разноцветной фольге. Словом, такой спектакль может соорудить каждый, а вот наполнить его заразительной энергией — пожалуй, только феноменальные артисты Филиппа Жанти (смотрите 19 мая в 16 и 19 часов на Большой сцене ТЮЗа). 

Что до ярославцев, то худрук крупнейшего драматического театра страны Евгений Марчелли поставил пьесу Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски» как серию эпизодов про двух нелепых фриков, которые колесят по стране, а в итоге оказываются совсем не теми, за кого себя выдают. Но важнее всего даже не собственно интрига, а человеческая составляющая. Актеры Анастасия Светлова и Валерий Кириллов работают буквально на грани фола, но от игры остается ощущение виртуозной психологической эквилибристики (смотрите 19 мая в 19.00 на Малой сцене ТЮЗа). 

«Пассажиры».

Действие спектакля «Пассажиры», созданного международной командой из США, Швейцарии, Германии, Финляндии, России и Японии, происходит в поезде, мчащемся по Суоми, — из Хельсинки в полярный городок Рованиеми. И это как раз тот случай, когда с помощью современных медиатехнологий публика полностью погружается в действие. Для спектакля создано специальное медиапространство с панорамной проекцией и объемным звуком — интересно лишь, сколько места осталось собственно театру… (Смотрите на Новой сцене Александринского театра 20 мая в 19.30.)

Наконец, закроется «Радуга» спектаклем, созданным самым любопытным на данный момент польским творческим дуэтом: это драматург Павел Демирский (1979 г. р.) и режиссер Моника Стшемпка (1976 г. р.). Год рождения тут важен, потому что такой театр новой волны могли создать только молодые люди. В смысле — «молодые рассерженные», ибо с возрастом пафос отрицания неправды как-то утихает. На данный момент это самая левая театральная команда Европы, самая нигилистическая по своим взглядам. Для них, как бы сказали создатели нашей новой культурной политики, нет ничего святого. И если Анджей Вайда, по их мнению, перестал чувствовать современность, а начал снимать «картинки», имеющие малое отношение к реальности, они так прямо об этом и говорят. И если руководители Варшавского восстания 1944 года обрекли народ на смерть, то Демирский и Стшемпка об этом кричат. Их соотечественница Дорота Масловская — дама тоже вполне молодая — сильно озабочена проблемой польской национальной идентичности, а Стшемпка с Демирским и от этой «святыни» камня на камне не оставляют. Национальная гордость современного поляка в их спектаклях страдает прежде всего.

Единственное, что вдохновляет радикальный театральный дуэт, — это поиски справедливости, которая, по их мнению, спрятана под обломками фальшивых идеалов. Спектакль «Кортни Лав» Стшемпки и Демирского подчеркнуто интернационален. Но, хотя в нем речь идет о судьбе вдовы Курта Кобейна и истории всемирно известных, чтобы не сказать культовых, групп «Нирвана» и «Хол», авторы спектакля демонстрируют прежде всего механизм создания кумиров в Польше 90-х годов. Впрочем, шоу-бизнес — он везде шоу-бизнес: оглушительная музыка, за которой не слышно сердца человека, разбитые гитары, постельное белье прямо на земле (на натуральной земле, которой усыпана сцена) создают атмосферу отчаяния и неприкаянности. Однако постановщики не впадают в сентиментальность, выводя на первый план иронию: дочь Кортни и Курта, которая стремится пафосно отметить в ближайшем будущем вымышленное 70-летие «Хол», — персонаж гомерически смешной (смотрите 21 мая в 19.00 на Большой сцене ТЮЗа).

↑ Наверх