Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Вы слышите, грохочут сапоги…

На Камерной сцене МДТ — Театра Европы стартует проект, который продолжится до конца сезона

Его официальное название — Сезон-фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии «МЫ и ОНИ = МЫ». По форме это ряд сценических эскизов текстов, написанных авторами-современниками не только в России, но и в странах, некогда входивших в состав СССР, и в Европе. Проект задействует прежде всего молодую студию и стажеров МДТ. Первый эскиз — «Очищение» — создан по роману современного остросоциального финского автора. Показы назначены на 27 и 29 ноября, на 19.30.

Дана Абызова, Глафира Козулина и Артур Козин в спектакле «Очищение» Фото: Виктора ВАСИЛЬЕВА


Сам Лев Додин, представляя проект на открытии сезона, выразил надежду, что он решит как минимум две проблемы, которые стоят нынче перед любым из театров: проблему важности для артистов работы с сегодняшними, свежесочиненными текстами и проблему необходимости для театра думать остро о сегодняшнем дне. А вопрос национальной идентичности — тут не поспоришь — это как раз наиболее острый в нынешней российской реальности вопрос.

Эскиз «Очищение» к названным проблемам имеет отношение непосредственное. Автор текста Софи Оксанен родилась в 1977 году в городке Ювяскюля (Финляндия), в семье финна и эстонки, так что ее особый интерес к жизни эстонцев логичен. В центре романа, переведенного на 28 языков, как и в центре созданной на его основе пьесы, — история пожилой крестьянки, палача и жертвы отлаженной советской государственной машины. Ее жизнь переменится радикально после встречи с юной представительницей новых 90‑х — так, что в пору будет цитировать Ибсена: «Молодость — это возмездие». Крестьянку сыграет Галина Филимонова, остальные роли отданы молодежи.

Сама Софи Оксанен о своем романе сказала следующее: «Одним из действующих лиц в романе является… запах тяжелых кожаных сапог. И звук раздавленной шелухи от семечек. И запах лука. Еще там есть девушка, прекрасная, как весенний день. И история — такая, как она есть, а не такая, как кому-то хотелось бы».

↑ Наверх