Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 17 сентября 2019

Вячеслав Никонов: У нас на каждый часовой пояс приходится около ста вариантов ЕГЭ

Обсуждаем тезисы президента России о проблемах образования

На днях президент Владимир Путин подводил в Кремле итоги учебного года. На заседании говорилось о модернизации общего образования, о качестве школьного образования, об улучшении материально-технической базы учебных заведений и повышении престижа учителя.


Отмечались положительные моменты: за три года из федерального бюджета на региональные проекты выделено 120 миллиардов рублей и предусмотрено еще 40 млрд., за два с лишним года почти 190 тысяч учителей и руководителей школ повысили свою квалификацию, в школьные библиотеки поступило 63 миллиона учебников, 34 тысячи школ отремонтированы, около 20 тысяч школ оснащены новым оборудованием. Тем не менее в школьном образовании много проблем.

«Вечёрка» попросила прокомментировать итоги учебного года главу комитета по образованию Госдумы, декана факультета государственного управления МГУ Вячеслава Никонова.

Владимир ПУТИН: «По итогам прошлого года средняя заработная плата учителей сравнялась или превысила среднюю заработную плату по экономике только в 13 субъектах Российской Федерации, еще в 34 субъектах она лишь немного уступила средней по экономике, однако в подавляющем большинстве субъектов целевые показатели достигнуты не были. Напоминаю, мы специально взяли на федеральный уровень неотложные расходы по обновлению материальной базы школ, чтобы регионы смогли направить освободившиеся средства на повышение зарплат учителей. Подчеркну, в текущем году вопрос по зарплатам учителей во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно».

Вячеслав Никонов:

— Думаю, вопрос о зарплатах учителей, который поднимал президент в своем выступлении, будет окончательно решен. Сейчас эта проблема гораздо менее остра, чем была года три назад. Сегодня в стране практически нет вакансий учителей — преподавательская зарплата устраивает подавляющее большинство учительского корпуса. Хотя, конечно, здесь есть свои проблемы, например старение учителей. Но думаю, задача, поставленная президентом, — приведение в соответствие средней зарплаты учителей средним зарплатам по регионам — может быть решена в течение этого года.

Владимир Путин: «Что касается формирования новых образовательных программ. Сегодня и родителям, и ученикам, и учителям зачастую непонятно, что именно войдет в тот или иной предмет, какова методика его преподавания. Федеральные органы попросту иногда молчат по этому вопросу. Прошу Минобрнауки вместе с учителями-предметниками вплотную заняться содержанием примерных школьных программ. Также важно найти верный баланс между обязательными предметами и предметами по выбору. Напоминаю, что введение в пилотном режиме нового образовательного стандарта старшей школы (с профильными классами) запланировано уже на будущий учебный год — подчеркну, в тех школах, которые к этому, разумеется, будут готовы».

Вячеслав Никонов:

— В целом, те программы, которые предложены, нацелены на улучшение российского образования. Другое дело, что проблемы с образованием будут всегда, не думаю, что скоро настанет такой момент, когда скажут, что в образовании проблем нет. Просто надо совершенствовать образовательную систему — и нет конца этому совершенствованию. Я далек от мысли считать наше школьное образование плохим. Наше начальное школьное образование по мировым стандартам великолепно, общее или среднее образование входит в десятку лучших в мире. Есть проблемы с выпускными классами, где ребята перестают учиться по тем предметам, по которым не собираются сдавать ЕГЭ. Чтобы эти проблемы решить, не нужно каких-то суперкардинальных реформ. Думаю, нужно вернуть средний балл аттестата как один из критериев приема в вузы, и тогда у ребят появится стимул к изучению всех предметов. Вероятно, необходимо ввести устный компонент по языкам — по русскому и иностранному, а также сочинение в качестве части ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Владимир Путин: «У ученика должен быть выбор, какие профильные предметы ему углубленно изучать — в зависимости от способностей, жизненных планов человека. Но и государство, конечно, должно проводить осознанную образовательную политику, исходя из интересов национального развития, исходя из интересов и потребностей рынка труда на сегодня и с прогнозом хотя бы на среднесрочную перспективу. Поэтому совершенно правильно, если особое внимание мы уделим продвижению профильного образования, связанного с точными науками. Разумеется, это совсем не значит, что мы на второй план отодвигаем гуманитарную составляющую. Такого быть не может. Сейчас выпускники школ сдают Единый государственный экзамен. Считаю, что пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему. Но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, я прошу министерство образования вновь вернуться к этому вопросу».

Вячеслав Никонов:

— Насколько мне известно, никто не собирается отменять ЕГЭ. В свое время была масса споров, когда вводили ЕГЭ, но пока никто ничего лучшего не предложил. Кроме того, подавляющее большинство россиян — и учителя, и ученики — за ЕГЭ. Что касается утечки ответов ЕГЭ, то здесь очень много недопонимания. Честно говоря, утечки всегда были. Надо просто объяснять, что у нас около 5 тысяч вариантов ЕГЭ по каждому предмету каждый год. Из них в качестве реальных вариантов отбирается примерно тысяча, то есть на каждый часовой пояс приходится около ста вариантов. И если где-то в каком-то месте вариант ЕГЭ «утек», то это не имеет значения для остальной части страны. Это первое. А второе — в самом интернет-пространстве существует огромное количество фальшивых вариантов ЕГЭ и фальшивых ответов на них. И отличить одно от другого совершенно невозможно. Поэтому даже если где-то какие-то варианты оказывались в интернет-пространстве, то это абсолютно никак не влияло на ход экзамена.

Владимир Путин: «И в мой адрес, и в правительство, я знаю, поступают регулярно жалобы от граждан на взимание платы за учебники и прочие якобы добровольные сборы в школах. Еще раз подчеркну: все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счет государства и взимание платы недопустимо».

Вячеслав Никонов:

— Я согласен с президентом. Школа должна обеспечивать своих учеников бесплатными учебниками. Если такого не происходит, то это вопрос для прокуратуры. Другое дело, если школа наталкивается на какие-то непреодолимые материальные трудности, то такие проблемы можно решать, скажем, за счет того, чтобы учебники переходили от одного класса к другому.

↑ Наверх