Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Вячеслав Полунин: В новый год с «Лицедеями» и Чинизелли…

Давненько Слава не встречал Новый год и Рождество в своем любимом Петербурге. Но в этот раз праздники он провел дома

В новом качестве — художественного руководителя Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке (напомним, сенсационная информация об этом появилась в январе 2013 года и облетела весь мир) и лидера новейшей цирковой премьеры — «Золушка». Вместе с Гией Эрадзе (худруком Королевского шоу «Пять континентов») Вячеслав Полунин вспомнил о том, что Гаэтано Чинизелли открывал свой цирк на Фонтанке именно спектаклем «Золушка, или Хрустальный башмачок», который стал второй цирковой пантомимой в мире, созданной для детей на основе сказки.


Накануне нового, 2014 года народный артист России Вячеслав Полунин ответил на вопросы нашего корреспондента Михаила САДЧИКОВА.

— Слава, вы вступили в должность художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке в конце января 2013 года. За этот год на нашу голову обрушилось много авансов, планов, захватывающих дух прожектов и обещаний, без чего немыслим полет фантазии большого художника, коим вы, несомненно, являетесь… Не пора ли поговорить конкретно о сделанном, так сказать, отчитаться о проделанной работе? 
— Но мы не собираемся ни перед кем отчитываться — это первое. Ведь делаем все не для отчета, а для собственного удовольствия, даже зарплату, кстати, не получаем. И 11 месяцев борьбы со старой системой по большому счету ничего не дали. Поэтому рядом со старой системой мы построили новую, и она теперь действует очень быстро: за неделю дает больше, чем за три года до того. Вот вам формула, по которой мы сейчас начали работать: это дирекция новых программ с множеством направлений. Первое направление — театр и цирк. Мы выпустили «Чу» — спектакль новой клоунады: Юра (Георгий) Делиев, Коля Терентьев и Слава Полунин — три главных персонажа плюс примкнувшие к нам Таня Карамышева и Артем Жимолохов, он тоже из нашей школы. Этот спектакль продолжает тему, которую мы заявили еще тридцать лет назад, — то, с чего, собственно, начинали: первый спектакль клоунады в России был сделан в 1982 году и назывался «Чурдаки». А это спектакль с теми же персонажами, но с другим уже отношением к жизни. На берегу реки Чу — реки времени, реки жизни продолжается история старых клоунов, что выброшены из жизни и живут среди выброшенных вещей на чердаке. 

— Одной из захватывающих дух перспектив в ваших встречах с прессой в 2013 году были рассказы о том, кто из великих мира искусства дал добро на участие в новых проектах петербург-ского Цирка на Фонтанке… Каких громких имен вы только не называли… А в итоге что-то получилось?
— Знаете, получилось! С Мишей Шемякиным уже замечательно получилось. В конце мая, к своему 70-летию, Миша открыл свою уникальную выставку «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце Русского музея, и мы вместе со многими замечательными художниками и артистами Петербурга помогли своему старшему товарищу оживить персонажи его картин (в основном парижских клошаров. — Прим. авт.) и устроили очень интересный, неожиданный для Петербурга уличный перформанс на Марсовом поле и во дворе Мраморного дворца. А теперь, наверное, то же самое покажем в Москве вместе с выставкой Шемякина. 

Следующая наша история — Санкт-Петербургский международный культурный форум, что прошел в декабре. Мы «притащили» в Россию много интересных людей со всего света, ярких лидеров направления социальной культуры, представляющих красивое и действующее во всем мире движение «Доктор клоун».

Помните фильм с Пэтчем Адамсом? Этот человек придумал идею, как клоун идет в больницу, потому что дети сами не могут прийти на спектакль. Отсюда пошла очень большая тема, которая быстро распространилась по белу свету. И всех, кто наиболее интересно работает в этом направлении, представителей двенадцати стран, мы пригласили в Петербург, чтобы здесь провести конференции, уроки, пытаясь помочь тем, кто хочет работать в этом направлении, создать методички, сделать школы, чтобы они научились тонкой «науке» правильного общения с больными, порой тяжелобольными детьми. И если разворачивать дальше эту тему, то окажется, что она намного шире: там и арт-терапия, и работа в тюрьмах, и даже работа в горячих точках, и так далее. 

Мы поддерживаем замечательную петербургскую группу «Упсала-цирк», которую я считаю просто одним из лидеров направления работы с трудными детьми, с подростками. «Упсала» умеет добиваться просто замечательных результатов! И мы помогли им с гастролями во Франции, будем и дальше помогать, поддерживать, объединяя наши усилия. 

Мы активизировали деятельность Академии дураков (Полунин, как он сам шутит, — пожизненный, избранный на первый и единственный срок! — президент Всемирной академии дураков. — Прим. авт.), а то московское отделение очень хорошо работает, а питерские дураки как-то сникли. Между тем на берегах Невы накопилась куча кандидатов со своими диссертациями, многие из которых достойны защититься на академиков.

— Вячеслав Иванович, под новый, 2014 год вы стали, как пишет ваш официальный сайт, «вдохновителем затеи» — спектакля «Золушка». Что скажете об этом проекте?
— Наш спектакль продолжительно-стью 1 час 40 минут, в двух отделениях с антрактом, получился живой, во многом импровизационный, сочетающий традицию и новаторство. Все мы — папы, все мы любим детей, и вот мы подумали, что как-то нехорошо, перед тем как Цирк на Фонтанке уйдет на длительный ремонт (особая забота Полунина — ремонт купола, важнейшего элемента в современном цирке. — Прим. авт.), оставить без подарков детей Питера. Тем более у нас подобралась такая замечательная команда — Леня Лейкин, Анвар Либабов, Витя Соловьев, Саша Скворцов, Роберт Городецкий, Алиса Олейник (не было бы счастья, да несчастье помогло: в минувшем 2013 году «Лицедеев», несмотря на протесты общественности, все-таки выгнали из «Толстой-сквера», дома, который они сами и построили, но затем оказались неспособными защитить свой театр от жестоких бизнес-хозяев. Зато эта история после многолетней разлуки вновь сблизила «лицедеев» Леонида Лейкина, Анвара Либабова и других со своим первым патроном Славой Полуниным. — Прим. авт.). А какие замечательные клоуны, артисты у Гии Эрадзе! 

Нам крайне важно было вернуться к самым истокам — поэтому и появилась «Золушка». Надеюсь, мы найдем таких замечательных художников, которые восстановят традиции Гаэтано Чинизелли, и будут новые впечатляющие премьеры. Уже сейчас несколько художников работают над дизайном, «выковыривая» из старых архивов разные идеи. Конечно, всех волнует вопрос: сколько времени займет ремонт цирка, не превратится ли в долгострой, требующий все новых и новых финансовых вливаний? Строители говорят: полтора года. Значит — два! На это время мы хотим поставить шапито у Пионерской площади и, хотя там в три раза меньше мест, чем на Фонтанке, будем работать честно и интересно.

↑ Наверх