Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Вячеслав ЗАЙЦЕВ: Женская линия мне ближе, чем мужская

Известный кутюрье уверен, что живет не первый раз

Когда наша страна называлась СССР, в ней был всего один модельер — Вячеслав Зайцев. Конечно, были и другие, но знали всего одного: слова «от Зайцева» были и модным паролем (произносили их благоговейным шепотом), и высшим шиком. И хотя нынче в России появилось много модных имен, Вячеслав Зайцев — навсегда первый. Маэстро приезжал в Петербург на презентацию своей выставки (см. «ВП» за 6 мая, стр. 26) — тогда-то корреспонденту «ВП» и удалось задать Вячеславу Михайловичу несколько вопросов.

 

Не нравилась серость на улицах
— Вячеслав Михайлович, ваше детство и юность пришлись на годы, когда оригинальность была, мягко говоря, не в почете. Как случилось, что вы выбрали такую странную вообще в советском обществе, и особенно для мужчины, профессию — художник-модельер?
— Наверное, дело в том, что все детство и юность я был окружен женщинами — шла война, отец был на фронте. Иваново, нищета… До десяти лет ходил в женскую баню, потому что в мужскую ходить было не с кем. Так что на женщин я насмотрелся, они там были разные, сами понимаете. Так и получилось, что женская линия мне ближе, чем мужская, и все переживания я выражаю через женскую фигуру.
— Но все же прямой зависимости между жизнью в «женском царстве» и желанием нести в мир красоту, по-моему, нет…
— У меня было желание вырваться из окружающей обстановки. В институте одевался очень ярко: как только научился шить, шил себе сам — мне не нравилась серость на улицах. Часто ходил в Театральную библиотеку, часами листал альбомы по искусству — историю костюма, историю искусства я пропустил через руки и глаза. И меня не покидало ощущение, что все это я когда-то уже видел. Я даже могу реконструировать историю моих прошлых рождений: начал жить в Японии, примерно в XVI веке. И во все эпохи меня сжигали на кострах.
— Теперешние улицы не такие серые, как раньше. Вам нравится сейчас в Москве?
— Я устал от больших городов: одиннадцать лет живу в лесу, в 70 километрах от Москвы. В будни вставать приходится в полшестого.

Красота подкрадывается незаметно
— Вы — человек увлекающийся?
— Да. Я часто влюбляюсь, это — жизнь. И очень тяжело переживаю, когда теряю любовь, — конечно, уже не так, как в юности.
— Ваш сын Егор тоже стал дизайнером одежды…
— Честно говоря, не знаю, почему Егор выбрал этот путь, он вначале совершенно не собирался по нему идти. Он очень талантливый, но совсем другой. В моде — он полная противоположность мне, выбрал рокерскую тему. Я-то человек очень мягкий — и в жизни, и в творчестве. Вообще доброта и щедрость души доминируют в славянской нации. Но тяжелая жизнь нас очень изменила: это хамство на улицах, то, что люди живут в соседних квартирах и могут не знать, как друг друга зовут… Нет, Егор тоже человек добрый, я думаю, некоторая брутальность в творчестве — своеобразная защита от окружающего мира. В нашей семье подрастает следующее поколение дизайнеров — моя внучка Маруся пока учится в Лаборатории моды.
— Без чего, по-вашему, невозможно жить?
— Думаю, без красоты. Я больше ценю красоту, которую не постичь сразу. Чем красота человека на первый взгляд незаметнее, тем с ним интереснее работать. Я всегда беру в модели девушек, которых другие считают некрасивыми, и делаю их красивыми.
— Вы разрабатывали одежду для многих известных людей — кого бы выделили?
— Эдиту Пьеху в 1970-е. Меня в ней привлекли тишина и покой — никакого бесстыдства.

Миссия: невыполнима?
— Не так давно вы попробовали свои силы в амплуа телеведущего. Правда ли, что вначале очень не хотели?
— Совершенно верно. Когда меня пригласили вести «Модный приговор», я всех сначала послал. Да-да, именно, на три буквы. Я всегда был миссионером моды, но никогда не был ни судьей, ни оратором. Но меня уговорили, сказали, что ни судить, ни осуждать кого-то мне не придется. Своих соведущих пришлось немного «построить»: Эвелина была поначалу очень строга, но я с ней хорошо поговорил… не буду повторять, что ей сказал, но с тех пор она стала мягче. Арину Шарапову тоже пришлось «ломать» — у нее со вкусом не все в порядке.
— Существует расхожее мнение, что настоящая мода делается в Париже и Риме, а русские дизайнеры, что бы ни придумывали, просто самовыражаются.
— Отчасти это так — мы очень сильно отстали от Запада, но не в идеях, а в производстве. Часто в нашей стране прет-а-порте выдается за от кутюр, и люди верят, потому что не могут представить, что подобные вещи могут быть предназначены для производства. Но у нашей моды есть преимущество — она более креативна, там больше на массовое производство ориентированы, а мы — больше художники. Западные дизайнеры на самом деле смотрят на нас. В свое время, когда я двадцать лет был невыездным, Карден боролся за то, чтобы меня выпустили. Он даже, когда был в Москве, бабки заплатил кому следует. Бабки-то у него взяли, а меня все равно не выпустили.
Другое дело, что русским в Париже не бывать, их туда не пустят, свое место под солнцем нам никто не уступит…

ДОСЬЕ

Родился 2 марта 1938 года в Иванове, в семье рабочих.
В 1956 году окончил с отличием Ивановский химико-технологический техникум по специальности «художник текстильного рисунка». В 1962 году окончил с отличием Московский текстильный институт по специальности «художник-модельер».
1965 — стал художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) в Москве.
1980 — выход в свет книг В. Зайцева «Такая изменчивая мода», «Этот многоликий мир моды» (в 1983 году переизданы в Болгарии и Чехословакии).
1982 — приглашен в качестве художественного руководителя Московского дома моды. Тогда же создал первый в стране Театр моды.
1988 — единогласно избирается директором Московского дома моды, ставшего впоследствии Домом моды Вячеслава Зайцева.
1992 — выпуск во Франции духов «Маруся» («Maroussia»).
1992 — вышел альбом стихов и графики «Я всем обязан Провиденью».
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, почетный работник текстильной и легкой промышленности, почетный академик Российской академии ювелирного искусства, лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства, почетный доктор МГТУ им. А. Н. Косыгина, народный художник РФ, лауреат премий правительства РФ в области культуры и образования. Награжден многими орденами и медалями.

Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА Фото с сайта zaitsev.info
↑ Наверх