Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

«Вычеркнуть из лексикона слово «трудно»

Знаменитая исполнительница Эвелин Гленни поделилась с детьми секретами своего успеха

 

Уже в пятый раз в Петербурге прошел Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу» для детей с ограниченными возможностями. В нем приняли участие почти 300 юных исполнителей из 50 регионов России, а также из Литвы и Германии, которые вопреки поразившим их недугам занимаются исполнительским искусством, совершенствуют свое мастерство.

В Петербурге они получили возможность выступить на лучших концертных площадках города — в Большом зале Филармонии, Смольном соборе, БКЗ «Октябрьский», с ними проводили мастер-классы ведущие петербургские исполнители.

А Мариинский театр сделал участникам фестиваля великолепный подарок — пригласил их в свой Концертный зал на выступление знаменитой английской перкуссионистки — исполнительницы на ударных инструментах Эвелин Гленни совместно с оркестром театра под управлением Валерия Гергиева. Ну а после концерта прямо в зале состоялась встреча детей с маэстро Гергиевым и Эвелин Гленни.

Участие Эвелин Гленни в фестивале для детей с ограниченными возможностями вовсе не случайность. Ей самой пришлось преодолевать те препятствия, которые в настоящее время стоят перед ее юными слушателями. Уже в 11 лет Эвелин была почти глухая, у нее сохранилось менее 10 процентов слуха, и недуг с годами только прогрессировал. Но у нее в жизни была уже музыка — она родилась в музыкальной семье, ее отец играл на аккордеоне в шотландском национальном оркестре, она сама с восьми лет стала заниматься на кларнете.

А главное, ей повезло с учителями в музыкальной академии, где она училась. Когда она лишилась слуха, ей посоветовали заняться игрой на ударных инструментах. А преподаватель класса ударных научил ее по-иному относиться к музыке. «Он мне объяснил, что все мое тело — огромное ухо, и звук не определяется только понятиями «громко — тихо» или «высоко — низко», а определяется тонкими вибрациями, которые воспринимаются всем телом», — рассказала Эвелин Гленни.

Все это она поведала, отвечая на вопрос глухой девочки, который ее учительница перевела с языка жестов. Девочка спросила у Эвелин, трудно ли ей было заниматься музыкой. «Слово «трудно» было вычеркнуто из моего лексикона, — ответила Эвелин Гленни. — Я сначала не думала о профессиональной карьере, а занималась потому, что мне было любопытно каждый раз открывать для себя что-то новое, делать еще один шаг в доселе неизвестное».

Правда, в 15 лет Эвелин сказала для себя: или она сможет добиться успеха именно как перкуссионистка соло, или же она вообще прекращает заниматься музыкой. Что ж, поставленной цели она добилась. В настоящее время Эвелин Гленни считается лучшей в мире исполнительницей классической музыки на ударных инструментах, многие композиторы специально пишут для нее музыку. Два таких произведения — «Концертную пьесу для малого барабана и оркестра» Аскелла Массона и «Barracuda Concerto» Якоба тер Вельдхейса — она исполнила в Концертном зале Мариинского театра.

А еще — музыку к балету «Петрушка» Игоря Стравинского и Концерт для флейты-пикколо Антонио Вивальди в собственном переложении для вибрафона, на котором она солировала. И непривычный выход на авансцену инструментов, которые обычно таятся где-то в недрах оркестра, представил хорошо известные, даже заигранные произведения в совершенно новом свете.

В своей музыкальной деятельности Эвелин Гленни уделяет немалое внимание поддержке молодых исполнителей с ограниченными возможностями. Так, несколько лет назад она выступала вместе со слепым пианистом Олегом Аккуратовым, окончившим музыкальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей в Армавире. Кстати, эта школа — активный участник фестиваля. Узнав об этом, Эвелин пообещала выступить с еще одним талантливым пианистом — учащимся армавирской музыкальной школы.

…Встреча началась поздно, но дети готовы были беседовать с выдающейся исполнительницей до самого утра. К сожалению, ей надо было уезжать — график музыкантов расписан на много времени вперед. На прощание все участники встречи сфотографировались на сцене вместе с Эвелин Гленни и Валерием Гергиевым.

Главное, что присутствовавшие на встрече с Гленни дети вынесли из этой беседы, — надо поставить перед собой цель и на пути к ней «вычеркнуть из лексикона слово «трудно». Без этого в жизни ничего не добиться. Но и для взрослых урок: таким детям не обойтись без помощи хорошего учителя. Такого, какой встретился Эвелин Гленни в музыкальной академии.

 

↑ Наверх