Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Выписать рецепт на обезболивающее стало сложнее

Обращение читателя комментирует специалист

«В очередной раз столкнулся с граблями, на которые с завидным упорством и постоянством наступают наши чиновники вообще и в медицине в частности. На днях пошел в аптеку, чтобы купить жене обезболивающее «Пенталгин-Н», которое отпускается строго по рецепту. (Жена — инвалид с детства, и уже многие годы спасается от болей обезболивающими типа «Пенталгин-Н» и «Седальгин-Нео». Пробовали различные другие препараты, не содержащие кодеин, — не помогают.) В аптеке провизор мне сказала, что рецепт оформлен неправильно, так как с 21.08.2015 к ним поступило распоряжение о том, что в подобных рецептах должно быть написано не торговое название, а все компоненты данного лекарства либо на обороте должна стоять печать какой-то комиссии поликлиники. Когда я стал говорить, что подобное распоряжение уже было 2 — 3 года назад, но его отменили то ли из-за возмущения больных людей, то ли просто из-за странности, поскольку если просто посмотреть на рецепт, то можно увидеть — на написание названия лекарства, его дозировки, фасовки и рекомендации по приему отведено всего 4 строчки, да и сам рецепт — не формата А4. Конечно, какой-нибудь миниатюрист и смог бы разместить там «Войну и мир», но тогда возникнет проблема с прочтением. А к тому же наших врачей и так уже превратили в «писателей» — пациентов и осматривать-то некогда. На мою пламенную речь провизор вежливо ответила, что они люди подневольные, что начальство прикажет, то и делают. А если нарушат, то такой штраф от проверяющих организаций, что мало не покажется (если не ошибаюсь, то за отпуск подобного препарата по неправильно оформленному рецепту провизора штрафуют на 5000 рублей, а аптеку на 50 000 рублей). Жена в связи с этим позвонила своему врачу, но врач оказалась не в курсе. Я позвонил в справочную аптечную службу, где мне подтвердили информацию о новом правиле выписки подобных лекарств, сообщили о приказе (№1175н от 20.12.2012 года и дополнении от 2.12.2013) и пришедшем недавно распоряжении. На вопросы о том, что за комиссии в поликлинике, не меняются ли бланки рецептов в связи с отсутствием места для написания на существующем рецепте, мне посоветовали позвонить в комитет по здравоохранению. После нескольких отсылок я наконец-то дозвонился до нужной сотрудницы. Правда, особой пользы это не принесло. Меня выслушали, подтвердили верность ситуации, но отказались сообщить по телефону о приказе, о том, что за комиссия в поликлинике. Предложили изложить все в письменном обращении в комитет по здравоохранению. Почему же мне не сказали, где найти в Интернете этот приказ? Это же не секрет. Я потратил более часа и нашел на сайте приказ Минздрава России от 30.06.2015 №386н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (зарегистрирован в Минюсте России 06.08.2015 №38379).

Три года назад, благодаря возмущению общественности, необходимость заверения бланка рецепта комиссией уже отменяли. И вот опять ввели. Ведь, судя по всему, подобная комиссия не сидит в кабинете в ожидании больных с рецептами на обезболивающие, а наверняка собирается раз в неделю, следовательно, больному человеку надо будет за рецептом ходить дважды, что иногда достаточно сложно. И еще удивляет: совсем недавно, после многочисленных скандалов с обеспечением обезболивающими онкобольных, было обещано упростить систему их получения, и действительно, были сообщения, что увеличили сроки рецептов и что-то еще. И вот очередная проблема. Притом что моей семье необходимы в общем-то самые простые обезболивающие, а вовсе не те, которые принимают при онконедугах.

С уважением Александр Морисович Башук» 

Приказ Минздрава значительно усложняют работу врача и аптечного работника, а также создают дополнительные трудности для пациентов.

Комментарий

Татьяна ЗАЙЧЕНКО, председатель Фармацевтической ассоциации СПб и Северо-Запада:

— Сейчас назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом (медицинским работником) в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. №1175н в редакции приказа Минздрава России от 30.06.2015 №386н по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии — группировочному наименованию. В случае отсутствия МНН и группировочного наименования лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов по торговым наименованиям по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Согласно пункту 23 приложения №1 к приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 г. №1175н в редакции приказа МЗ от 30.06.2015 №386н для лечения пациентов с хроническими заболеваниями рецепты на комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин (которыми являются «Пенталгин-Н», «Седальгин-Нео»), могут выписываться медицинским работником на курс лечения до 60 дней, при этом на рецепте производится надпись: «По специальному назначению», отдельно скрепленная подписью медицинского работника и печатью медицинской организации «Для рецептов».

Таким образом, требования работников аптеки соответствуют действующим приказам. Безусловно, эти требования значительно усложняют работу врача и аптечного работника, а также создают дополнительные трудности для пациентов.

На наш взгляд, надо дать больше прав лечащему врачу и разрешить ему самому решать вопрос, какое именно лекарство назначить больному в случае индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям. Он может сам делать такую надпись, заверять ее своей подписью и печатью и нести за это ответственность. Но для этого Министерство здравоохранения  должно внести изменения в приказ.

↑ Наверх