Высокая кухня искусства
До 3 марта Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку «Конец цвета при невидимом начале». Она посвящена изучению проблем цвета в педагогической традиции Владимира Стерлигова.

Наталия Брукмюллер. Путь. Деление, движение тона. 2011.
На выставке пунктирно показана исследовательская работа, выполненная художниками в период с 1981 по 1991 год. «Начали мы с изучения импрессионизма, — объясняет Геннадий Зубков. — Импрессионисты открыли принцип дополнительности, в конце концов вообще перестали смешивать краски. Потом Сезанн заметил, что всё в природе стремится к простым геометрическим формам. Пикассо и Брак обнаружили, что цвет обладает формообразующими свойствами, и интуитивно гасили интенсивность цвета, чтобы он не мешал форме. Малевич черной красочкой на белом холстике нарисовал квадрат, круг и крест, тем самым обогатил импрессионистическую цветность новой дополнительностью. После этого начался следующий этап — высветление; так возникла мерцающая гамма».

Наталья Ким. Современная гамма. 1991.
«Какое открытие совершил Стерлигов? — подытожил Геннадий Герасимович. — Конец цвета — цвет, оставленный на холсте. А невидимое начало — свет горнего мира».
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора