Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Высокая кухня искусства

До 3 марта Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку «Конец цвета при невидимом начале». Она посвящена изучению проблем цвета в педагогической традиции Владимира Стерлигова.

Наталия Брукмюллер. Путь. Деление, движение тона. 2011.

Владимир Васильевич Стерлигов (1904 — 1973) — художник, ученик Малевича, провел четыре года в лагере. Группа учеников сложилась в начале 1960-х, пополнялась до самой его смерти.  В 1980-е ученики мастера решили продолжить совместные занятия, инициатором возобновления стал один из них — Геннадий Зубков. «Владимир Васильевич был замечательным педагогом, мог донести до каждого то, что свойственно именно его натуре, его способностям», — вспоминает Геннадий Герасимович.

На выставке пунктирно показана исследовательская работа, выполненная художниками в период с 1981 по 1991 год. «Начали мы с изучения импрессионизма, — объясняет Геннадий Зубков. — Импрессионисты открыли принцип дополнительности, в конце концов вообще перестали смешивать краски. Потом Сезанн заметил, что всё в природе стремится к простым геометрическим формам. Пикассо и Брак обнаружили, что цвет обладает формообразующими свойствами, и интуитивно гасили интенсивность цвета, чтобы он не мешал форме. Малевич черной красочкой на белом холстике нарисовал квадрат, круг и крест, тем самым обогатил импрессионистическую цветность новой дополнительностью. После этого начался следующий этап — высветление; так возникла мерцающая гамма».

Наталья Ким. Современная гамма. 1991.

Выставка расположена в небольшом зале с выходом на веранду. «Это помещение мы называем гостиной, а все остальные — кухней, — сказала на церемонии открытия ведущий научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Наталья Нассонова. — Символично, что экспозиция разместилась именно здесь, потому что она посвящена школе, а школа — это высокая кухня искусства». Известный художник Михаил Цэруш подтвердил: «Это действительно кухня. С помощью системы, разработанной Стерлиговым, можно решать сложные проблемы, это все равно что для певца — правильно поставить голос».

«Какое открытие совершил Стерлигов? — подытожил Геннадий Герасимович. — Конец цвета — цвет, оставленный на холсте. А невидимое начало — свет горнего мира».

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх