Высокодуховные люди всегда незаметны
Не стало заслуженной артистки России Валерии Киселевой
За несколько дней до своего 64-го дня рождения скоропостижно скончалась актриса Театра Комедии имени Н. П. Акимова Валерия Киселева, прослужившая в этом театре почти 30 лет. В печатных откликах на это событие, печальное для всего театрального Петербурга, в воспоминаниях коллег чаще всего звучат слова «интеллигентность» и «скромность».
Валерия Ивановна действительно представляла подлинную ленинградско-петербургскую интеллигенцию. Глядя на нее в жизни, сложно было догадаться, что эта скромнейшая, необычайно простая в общении женщина принадлежит к знаменитой актерской семье. Ее сын — один из известнейших артистов страны Иван Ургант; ее дочери Валентина и Александра Ладыгины (от брака с актером Театра-фестиваля «Балтийский дом» Дмитрием Ладыгиным) тоже продолжили профессию родителей.
Несколько лет назад актер Валерий Никитенко так отозвался о Валерии Киселевой: «Когда я думаю о сути ленинградского характера, о ленинградской женщине (а это особый характер, стойкий и жизнеутверждающий, с очень четким стержнем), примером для меня служит Валерия Ивановна. Она наделена исключительным чувством театрального братства. В ней нет дурных амбиций, что в актерской среде встречается крайне редко. Далеко не каждый артист так тонко понимает природу человеческих отношений, как она, и умеет прощать, когда это нужно для работы, и не прощать, когда это касается человеческой этики».
В 1977 году Валерия Киселева окончила Ленинградский театральный институт на Моховой (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) — класс Рубена Агамирзяна. По окончании института работала в Драматическом Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, затем в Молодежном театре на Фонтанке, а в 1986 году вошла в труппу Театра Комедии.
Об этом вспоминает заслуженный работник культуры РФ Елена Флоринская, хранитель музейных фондов Театра Комедии им. Н. П. Акимова:
— В то время я работала в нашем театре завтруппой. Актер Анатолий Насибулин из Молодежного театра, желая перейти к нам, пришел показываться худсовету и привел с собой актрису подыгрывать ему. Они стали разыгрывать сцену из пьесы Эрдмана «Самоубийца». Уже на второй-третьей реплике его партнерша всех нас ошеломила. Мне даже стало немного жалко Толю: хотя играл он прекрасно, внимание переключилось на нее, настолько она была неожиданна, смешна и трогательна, и все так хохотали над ее героиней, что Толя немного сник. Сразу после показа тогдашний худрук Юрий Аксенов предложил Валерии Киселевой — так, оказалось, зовут эту чудесную актрису — перейти в нашу труппу вместе с Толей.
Валерия Киселева в спектаклях Театра Комедии.
В Театре Комедии Валерия Ивановна сыграла немало острохарактерных героинь — смешных, наивных, хитрых, — и все они были наделены обаянием этой актрисы. Это миссис Квикли в «Виндзорских насмешницах», Кармела в «Призраках», госпожа Спасоевич в «Докторе философии», жена Илла в «Визите дамы». Рисунок роли у Киселевой всегда отличался остротой и выверенностью, она была склонна к гротеску и шаржу, при этом всегда оставаясь внутренне тонкой и деликатной. Также Валерия Ивановна снималась в кино — в небольших, но запоминающихся ролях (фильмы «Переступить черту», 1985; «Ты у меня одна», 1993; «Четвертая планета», 1995; «Челябумбия», 2002; «Дорогой мой человек», 2011).
Причиной смерти актрисы предположительно называют недолеченное простудное заболевание. Назначена судебно-медицинская экспертиза. О дате прощания и похорон пока неизвестно.
Заслуженный артист России, актер Театра Комедии им. Н. П. Акимова Сергей Русскин — для «ВП»:
— Валерия Киселева была прежде всего очень скромным и тихим человеком, интеллигентным до мозга костей. Высокодуховные люди всегда незаметны — и на примере Валерии Ивановны это очевидно. Она никогда не стремилась выделиться, она уважала других, не требуя уважения к себе.
Человека хорошо узнаешь через его детей. Человек проявляет себя в детях — это какая-то традиция передачи из поколения в поколение знания, духовности, опыта. Я видел детей Валерии Ивановны и могу сказать, что она вырастила их прекрасными людьми.
Я помню Валерию Киселеву еще по Молодежному театру. Ее роль в спектакле «И дольше века длится день» по Айтматову (режиссер Владимир Малыщицкий, премьера в 1983 году. — Прим. ред.) особенно врезалась мне в память. В этой роли Валерия Ивановна поднималась до трагических высот, явила себя как актриса, способная воплотить пронзительный драматический смысл. Когда она перешла в Театр Комедии, сам репертуар, естественно, направил ее дарование в другое русло, но и здесь она обрела свою нишу.
Я думаю, Валерия Ивановна была счастливым человеком и жизнь ее удалась. В молодости она играла большие роли, а в зрелом возрасте (именно зрелом — о старости ведь говорить рано) создала галерею изумительных острохарактерных героинь, которых вместо нее никто не мог бы сыграть. Так что для Театра Комедии это глубокая утрата.
Фото предоставлены Театром Комедии им. Н. П. Акимова