Выставка не простая, а… бронзовая
Из Москвы привезли «Бронзовое чудо» и спрятали его в Смольном
Предметы личного благочестия, удивительный образ архангела Михаила, в киоте которого можно увидеть резные изображения святых, потрясающей красоты икона Богоматери «Неувядаемый цвет» и в том числе бронзовая скульптура в миниатюре — здесь Александр Невский, Иоанн Кронштадтский и, конечно же, Ксения Блаженная: поражают тонкость работы и трогательность, с какой выполнены фигуры. Но присутствуют и светские вещи: за стеклом можно увидеть очень сложную шкатулку с изображением Дон Кихота и Санчо Пансы, изобилующую множеством деталей, отлитых из серебра. Тут же и украшения из золота, резьба по камню, стилизация под Фаберже.
— Мастерская «Бронзовое чудо» существует уже более двадцати лет, — рассказывает Светлана Гнотова, эксперт Росохранкультуры по церковному искусству, — и раньше она занималась исключительно светскими вещами, в основном это были ювелирные украшения. Попутно владелец мастерской Николай Тырин собирал коллекцию церковных древностей. Затем к работе над некоторыми проектами он стал привлекать мастеров именно искусства церковного и — помимо всего — оказывать им помощь в их собственной деятельности.
— А какого рода помощь требуется мастерам сейчас? Финансовая?
— Она, конечно, тоже, но подчас им банально не хватает информации: за десятилетия советского режима утеряны каноны и технологии. Мы, к сожалению, существуем сейчас вне традиций. Вот простой пример: в Ярославле водрузили на церковь надглавный крест со свастикой! А батюшка пожимает плечами: «Свастика — солярный знак! Что такого-то?» В итоге разразился жуткий скандал, крест заставили снять — в православии таких крестов не было. И с подобными ситуациями приходится сталкиваться достаточно часто. Я вижу решение проблемы в создании научно-консультационного центра церковного искусства, потому что мастерам не к кому обращаться.
— Существуют ли подобные «Бронзовому чуду» мастерские?
— Думаю, нет. Она аккумулирует различные образцы искусства, в то время как другие узко специализированы, допустим, для создания утвари для храмов.
Удалось поговорить и с владельцем «Бронзового чуда» Николаем Тыриным.
— В храмах молодых раньше было больше, — осуждающе качает головой Николай. — Человек пойдет в храм лишь тогда, когда внутренне осознает для себя в этом необходимость, ответит для себя на вопрос «зачем?». Но стоит учесть, что за последние двадцать лет у нас появилось новое поколение, выросшее вместе со всеми благами цивилизации, для которого тот же Интернет — ежедневная реальность и привычная сфера общения. И они пресыщены информацией. И ничего делать не будут, если им это неинтересно. Поэтому с ними необходимо вести диалог, а не заниматься нравоучениями, их необходимо заинтересовать!
…Но видимо, не в этот раз: до 13 марта выставка пробудет в Смольном, а потом… «Потом, если народ попросит, захочет, то мы сможем и всем ее показать», — говорит Николай Тырин. То есть открытого показа не будет.
Прекрасные экспонаты смотрят на меня чистыми ликами святых. Здесь, в мягком свете ламп, в куче правильных слов чувствуется определенная фальшь. К нам привезли «Бронзовое чудо» и спрятали в глубинах Смольного, за тремя кордонами охраны. Церковное искусство набирает популярность, говорите?