Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Взаимоотношения должны быть рыночными, то есть полностью прозрачными»

«Вечерний Петербург» продолжает следить за развитием событий, связанных с предполагаемым подорожанием проживания в студенческих общежитиях петербургских вузов

1 сентября вступил в силу новый Закон РФ «Об образовании». До вступления в силу закона верхняя граница платы за студенческое общежитие была прописана и не должна была превышать 5% от стипендии. Теперь же закон предусматривает право и обязанность вузов самим устанавливать размер платы за пользование казенным местом. Студенческая общественность была крайне взволнованна данными нововведениями, опасаясь катастрофического роста цен на общежития. 

В свете создавшейся напряженности Совет ректоров вузов города встретился со студенческим активом. Встречу также посетил вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи.

В ходе долгого диалога были выработаны некоторые постулаты. Председатель Совета ректоров вузов ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев заверил представителей студенчества, что если все-таки и придется повышать цены на проживание в общежитиях, то они не превысят пределов инфляции в РФ. Также он отметил, что любые подобные вопросы будут решаться не на уровне ректоратов, а непосредственно с организациями студенческого самоуправления. К тому же, по его словам, в большинстве вузов приняты собственные программы, которые позволят так или иначе помогать студентам оплачивать общежития. Относительно же существующей ныне ценовой политики Совет ректоров сообщил, что студент бюджета платит за проживание 1000 рублей, а студент, обучающийся на контрактной основе, — 2900 рублей.

Василий Кичеджи также подтвердил, что правительство не оставит без внимания проблему, так как «город чувствует тревогу».

После окончания работы Совета ректоров корреспондент «Вечернего Петербурга» обратился за комментариями к ректору Горного университета Владимиру Литвиненко.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию с общежитиями, которая сложилась на данный момент?
— Общежитие по сути — это обеспечивающий сектор образовательной деятельности университета. Но пока мы просто делаем вид, что у нас есть общежития, по содержанию своему они весьма далеки от тех стандартов, которые существуют во всем мире и необходимы для студентов. Помимо всего прочего стоит учесть, что на первый курс поступают студенты, являющиеся несовершеннолетними, и мы обязаны по закону гарантированно обеспечить им проживание. Это, конечно, снимает напряженность во взаимоотношениях студентов и их родителей, они знают, куда их чадо поехало и где живет. Но давайте посмотрим на общежитие с точки зрения финансирования. Наши коммунальные затраты на одно койко-место составляют 1500 рублей в месяц, не считая оплаты обслуживания, в то время когда старший преподаватель на кафедре получает порой меньше, чем обслуживающий персонал. Теперь: проблема нехватки мест. Коек на всех не хватает просто потому, что негде строить новые здания. На передачу земли уходит слишком много времени, вузы же не обладают достаточным бюджетом для строительства. 

— Стало быть, цены на проживание в общежитиях будут расти? Как же студентам со всем этим разобраться, учитывая, что стипендии совсем не велики? 
— Стипендия в том виде, в котором она существовала при СССР, изжила себя. Сейчас она должна рассматриваться как социальная помощь какой-то категории студентов, например круглым сиротам, с одним кормильцем и так далее. Но проблема в том, что в регионах финансовая обстановка куда хуже, чем в Петербурге и Москве, поэтому 99 процентов студентов приезжают с выправленными справками. На фоне того мизера денег, который выделяется в стипендиальный фонд, все выглядит достаточно плачевно. Поэтому этот фонд должен быть перепрофилирован в фонд социального пособия для студентов, который государство должно контролировать через определенные механизмы. 

— Должна ли эта социальная помощь студентам быть как-то дифференцирована?
— Государство, выделяя вузам деньги, должно позволить им определить, что с этими деньгами делать: либо поощрить отличника и предоставить ему возможность поехать на какую-то конференцию, либо выплатить эти деньги наличными, чтобы он поплотнее поел и был доволен. 

— А выплата какая может быть? Или какой она быть должна?
— Я прямо не могу ответить, в каждом вузе она своя, все разработали свои программы, мы в том числе. В Горном она, например, по грантам варьируется от одной тысячи рублей студенту до тридцати пяти тысяч рублей аспиранту. 

— Каким бы вы назвали итог проведенной встречи? 
— Я могу сказать, что все-таки удалось снять вопросы, возникшие у некоторой части студентов. Учитывая факт того, что дефицит мест в общежитиях все-таки существует, у кого-то возникла реальная необходимость этот вопрос поднять, притом максимально его политизировать, бунтовать и так далее. Как правило, это категория студентов, имеющих проблемы с успеваемостью либо проблемы с самим общежитием, например на уровне составления договора. У нас в Горном университете подобных проблем нет, так как с каждым студентом мы заключили договор, серьезный и объемный, страниц на двадцать, регламентирующий, что мы обязаны, а что — он. Там четко прописано, что он обязан носить форму, определены все размеры и условия выплат, которые мы ему производим, и так далее. Также там существует один раздел, посвященный проживанию в общежитии, с приложением, в котором прописаны цена на каждый год и условия получения жилья. Распределение студентов в общежития у нас начинается уже сейчас, мы уже собираем заявления. До конца марта мы все заявления примем, рассмотрим, и ребята будут обеспечены местами, притом что мы учитываем еще и возможность компенсации стоимости дополнительных услуг.

— То есть вы считаете, что во избежание недопонимания подобную систему стоит перенять всем вузам?
— Я не могу на этом настаивать. Я просто придерживаюсь мнения, что взаимоотношения должны быть рыночными, что подразумевает полную прозрачность, в том числе и в плане принятия тех или иных решений.

↑ Наверх