Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Взгляд со стороны

С 4 по 15 октября в Петербурге ежедневно будут идти спектакли давно полюбившегося россиянам театрального форума — фестиваля «Балтийский дом» (плюс один московский спектакль будет показан в середине ноября)

Это действительно домашний проект, потому что главными гостями изначально (да и название о том свидетельствует) были исключительно наши бывшие соотечественники — представители театра Прибалтики. Позже к ним присоединились Польша и Германия — две самые театральные державы современной Европы. А ныне «Балтдом» еще и имеет подзаголовок «Русские!», поскольку большую часть программы составляют спектакли по произведениям нашей программной классики. 

Фестиваль открывается европейским хитом, на который на родине, в Амстердаме, билеты распродаются на два месяца вперед, несмотря на исключительную протяженность спектакля во времени. Он так и называется — «Русские!» и поставлен голландским экспериментатором Иво ван Хове по двум чеховским пьесам, в России чрезвычайно популярным: «Иванов» и «Платонов» (4 и 5 октября в 17.00). Заглавные чеховские герои — как водится, ловеласы и, как водится, мученики — у ван Хове переселены из усадеб на окраины сегодняшнего мегаполиса, озлоблены на неудачную жизнь и жестоки по отношению к ближним. Они если и страдальцы, то такие, у которых не вышло быть хищниками. 

Другие завсегдатаи «Балтдома», увлекшиеся русской темой, — это рижанин Алвис Херманис, художник и режиссер, который с изящной дотошностью восстановил русский быт XIX века, взявшись за гончаровского «Обломова» (6 и 7 октября в 19.00 на сцене Молодежного театра на Фонтанке), и с таким же упорством воссоздал подробность человеческих отношений, заставляя публику вспоминать о них с ностальгической тоской; это фламандец Люк Персеваль, последние годы весьма успешно работающий с гамбургским «Талия-театром»: его последняя премьера — «Братья Карамазовы» (12 октября в 19.00), которых он разъял на монологи, читаемые отличными немецкими актерами на грани фола. Сцена при этом словно усажена лесом металлических трубок; то, что они подвешены к потолку, замечаешь только, когда они начинают сталкиваться друг с другом и терзать душу гулким, подобным колокольному, звоном. А вот Оскарас Коршуновас затеял отменное действо, оставив от горьковской пьесы «На дне» только один акт — четвертый, усадив всех героев за стол, снабдив их обильной выпивкой и заставив начистоту разбираться с сентенцией «Человек — это звучит гордо»: спектакль по напряженности внутреннего действия вполне сравним с детективом (13 октября в 18.00 и 21.00). Римас Туминас прибудет как раз в ноябре — с тонким «Евгением Онегиным» (19 и 20 ноября в 19.00), юмор которого колеблется от крайнего цинизма до искрометного юмора. Начать с того, что тут всех героев по двое: две Татьяны, два Ленских, два Онегина. И достаточно взглянуть на записного ирониста Маковецкого, который играет заглавного героя в паре с красавцем Виктором Добронравовым, чтобы понять, как рано состарилась душа Евгения (этот спектакль подробнее мы проанонсируем ближе к делу). А с родины Туминаса, из города Вильнюса, спектакль привезет ученик мастера — Кирилл Глушаев: он, как и Коршуновас, увлекся Горьким — первой, пронзительно человечной редакцией «Вассы Железновой», неспроста переиначив название на «Мать. Васса Железнова» (10 октября в 19.00).

А вот россиянин Кирилл Серебренников, как ни парадоксально, представит на фестивале свою трактовку шекспировского «Сна в летнюю ночь», поставленного им со студентами в его знаменитой «Седьмой студии» (15 октября в 19.00). Там каждая пара выдернута из общего сюжета и выясняет отношения сепаратно, в строго отведенном для нее пространстве: боги — в оранжерее, подростки — в классе, цари — в кабинете психотерапевта. 

Отдельно интересен проект венгерского театра «Протон» «Бесчестье» (5 октября в 19.00) — спектакль о том, как тонка грань, отделяющая цивилизованное общество от звериного, поставлен режиссером Корнелем Мундруцо по роману нобелевского лауреата Джона Кутзее. 

Ну и разумеется, все с нетерпением ждут премьеры сиквела прошлогодней «Божественной комедии» (7 октября в 18.00) — спектакля «Рай» (8 октября в 19.00), самого лиричного создания литовского гения Эймунтаса Някрошюса.

↑ Наверх