Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Взрослые игры со смыслами

До 28 февраля «Namegallery» приглашает на выставку «Гиппер Пупер. «Любаша и волк»

Под мудреным псевдонимом скрывается петербургский художник Виктор Кузнецов. Выпускник ЛВХПУ им. В. И. Мухиной придумал Гиппера Пупера (ибо это в большей степени персонаж, чем сам художник как личность) в 1988 году. В 1993-м Виктор Кузнецов стал членом Новой академии изящных искусств (НАИИ), продвижение идей которой считает главным делом своей жизни. Одним из аспектов продвижения новоакадемических идей был совместный проект с художником Олегом Масловым (они выступали под псевдонимами Oleg Oleaginus и Viktor Faberferrarius; это буквальный перевод на латынь их фамилий): Олег и Виктор создавали перформансы и серии постановочных фотографий в «античном» стиле.

Но с Гиппером Пупером Виктор не расставался, о чем и свидетельствует данная экспозиция. Серия графических работ создавалась с 1988 года. Выполнена она в авторской технике и не подлежит тиражированию.

Темой объявлена эротика, и действительно — практически на каждом листе изображены обнаженные красотки. Но листы не сюжетны, а орнаментальны: изображения дам двоятся-троятся, включены в сложную систему деталей. Важный изобразительный элемент картинок — обувь (см. Зигмунда Фрейда). Первый же беглый взгляд на серию заставляет вспомнить творчество Обри Бёрдслея, рекламную графику начала ХХ века, pin-up, голливудское кино, Камасутру, книжную иллюстрацию, политическую карикатуру и многое другое — в итоге получается своеобразный микст культуры прошлого века со всеми смыслами, этой культурой наработанными. Любители кино радостно найдут кадры из мультфильмов про Микки-Мауса, фильмов «Унесенные ветром» и «Пираты Карибского моря», любители сказок — вечный сюжет про Красную Шапочку и Серого Волка, эротический подтекст которого очевиден (кстати, понятно, почему Любаша, — потому что любовь). И волки у Гиппера Пупера вовсе не страшные: некоторые напоминают иллюстрации к сказке Перро, другие — карикатуры из советских газет, высмеивавшие американских агрессоров.

«Выразительные образы и смыслы, ими порождаемые, мне нужны для подчеркивания свободы от этого смысла, или же я нахожу смысл в их перемешивании, играю ими, — говорит художник. — А эротику я выбрал, потому что ничего более выразительного и богатого формами для фантазирования в художественном смысле не вижу». И признался: «Рисунки — это уход от главного дела моей жизни, живописи. Когда утомляюсь, отвлекаюсь на нарезание картона. И видимо, это своего рода наркотическая зависимость, уход от реальности в мир фантазии».

↑ Наверх