Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«W» побывал в лаборатории гениев микроэлектроники

 

В научно-исследовательской лаборатории, что работает на факультете радиотехники и телекоммуникаций ЛЭТИ (петербургского электротехнического госуниверситета), — два помещения с техникой и небольшой кабинет. Стены увешаны дипломами от российских и зарубежных партнеров, компаний — производителей электроники, мировых научных центров и университетов. Работают здесь два десятка молодых ученых — студенты, бакалавры, магистры, аспиранты. Результаты их исследований востребованы во всем мире. Правда, в редакцию исследователи из ЛЭТИ обратились не с рассказом о себе, а с просьбой поздравить своего руководителя Ирину Вендик, праздновавшую 15 мая свое 75-летие. 

 

 

Плащ-невидимка и лупы для бактерий

— Здесь у нас мозговой центр, — показывают ребята помещение с десятком компьютеров и изо всех сил стараются простым и понятным языком объяснить, что за работа здесь ведется. 

Речь идет о микроволновой электронике. Сотовые телефоны, устройства для систем связи, фильтры сверхвысокочастотных сигналов. Основная задача — повышать их функциональность, уменьшать габариты и себестоимость.

— Приближаемся к открытию плаща-невидимки, — в ответ на вопрос об интересных разработках рассказывает один из молодых ученых, кандидат физико-математических наук и недавний выпускник аспирантуры Михаил Одит. 

Эта сказка станет реальностью благодаря метаматериалам. Изучать их начали лишь в начале XXI века. Например, сейчас идут работы над созданием суперлинз со сверхразрешающей способностью. С их помощью можно было бы увидеть вирусы и бактерии. И идея плаща-невидимки уже совсем не кажется ученым фантастической. 

 

 

— А вот это наша оригинальная разработка, — протягивает журналисту ладонь с миниатюрной микросхемой кандидат физико-математических наук Павел Туральчук. — Сумматор и делитель мощности. Устройство меньше, чем коммерческие аналоги, и совсем не дорогое. 

Павлу и его коллегам также принадлежит патент на устройство радиочастотной метки. Это такое подобие штрихкода. Только информацию с метки можно считывать, не прикасаясь к предмету. Технологию с подобными метками уже начали применять на складах и в библиотеках. Планируют внедрять в гипермаркетах.

Не для тех, кто хочет денег

Оклады молодых ученых, которые к тому же и преподают студентам, мягко говоря, невелики. Например, кандидат наук, исследователь и преподаватель зарабатывает 7500 рублей. У каждого сотрудника лаборатории — несколько научно-исследовательских проектов. Собственно, за счет них лаборатория и существует. Такая система работы сложилась еще в начале 90-х годов, когда появилась возможность работать с зарубежными заказчиками. Сейчас среди них, например, всемирно известные производители мобильных телефонов. Ребята из лаборатории также участвуют в научно-исследовательских программах Евросоюза.

 

 

Заработанное при выполнении проектов в основном направляют на приобретение современного оборудования. Например, в помещении для исследований установлен единственный в университете криогенный аппарат. Он позволяет изучать свойства материалов при низких температурах — до минус 200 градусов по Цельсию. Вся эта работа — не для тех, кто гонится за деньгами, признают молодые ученые. Ребята тем не менее очень позитивно настроены. Из-за низких заработков не расстраиваются. Говорят, что работа у них творческая и интересная, коллектив хороший, есть возможность передавать знания студентам, путешествовать по миру, общаться с известными учеными и общепризнанными специалистами, а главное — делать что-то значимое для будущего мировой науки, а не сидеть в какой-нибудь фирме или на заводе.

Научные кадры — самые важные инвестиции

— Образование в России хорошее по-прежнему, — говорит руководитель лаборатории Ирина Вендик. — Причем наша страна одна из немногих воспитывает широкопрофильных специалистов, способных взглянуть на разработку в целом. За рубежом тоже очень много профессионалов высочайшего класса, но они в основном компетентны лишь в своей узкой специализации. Именно поэтому во многих разработках не обойтись без участия российских ученых. Но растерять это очень легко, особенно с нынешней государственной политикой. Чиновники гонятся за быстрыми деньгами, а научные кадры — это инвестиции, которые приносят первые доходы в лучшем случае через 10 лет. Но это тоже крайне нужные и важные инвестиции!

 

 

Сама Ирина Борисовна «инвестирует» в молодые кадры с 1959 года. Сегодня ее выпускники работают во всем мире, практически в каждой крупной исследовательской структуре в области радиотехники и микроэлектроники. Ни одна российская лаборатория не представлена на мировых научных конференциях в таком большом и в таком молодом составе, как группа Ирины Вендик. В свой юбилей Ирина Борисовна получает открытки и подарки со всех уголков света.

— 40 лет назад я стал вашим аспирантом и с тех пор являюсь частью вашей вдохновляющей и международно признанной научной школы, — пишет юбилярше профессор Чалмерского университета в шведском Гётеборге.  Это ли не лучший подарок?

 

Тамара ШЕРЕМЕТЬЕВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх