Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

XX век продолжается

Русский музей открыл новую экспозицию искусства XX столетия

По сути, пока мы, дети XX века, живы, он еще не закончился. Поэтому сотрудники Русского музея, представившие обновленную экспозицию искусства XX века, понимают: не обойтись без обид. Попробуй объясни еще живущему и здравствующему художнику, почему работы его коллеги Пупкина повесили в музейных залах, а его собственные — нет!

 

Работы Казимира Малевича — гордость музейного собрания. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Впрочем, у замдиректора Русского музея по науке Евгении Петровой есть объяснение. «Некоторых имен того времени вообще нет в экспозиции, так как их работами не располагает музей, — сразу пресекла она попытки критики. — Мы не имели возможности покупать работы художников, не принадлежавших к официальному искусству во времена СССР, а после перестройки, в 90-е,— из-за отсутствия средств на пополнение коллекции. Поэтому в современной части собрания пока еще очень много лакун. Мы будем их восполнять по мере сил, будем обращаться за помощью в Министерство культуры».

 

Ну а некоторые работы просто не вписались в экспозицию. К примеру, картины художника Олега Целкова слишком уж велики по размерам.

«Ни одной моей работы не купил Русский музей! И выставок моих не устраивал!» — сказал в интервью Эрик Булатов. Однако вот же его картина «Тающие облака» — в последнем зале новой экспозиции.

 

«Позвони мне, позвони!» Кажется, что с «Петроградской мадонной» Петрова-Водкина можно вступить в диалог. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Оказывается, «Облака» поступили в музейную коллекцию в сентябре 1994 года в составе дара немецкого коллекционера и мецената Петера Людвига. Подарок, надо признать, был щедрым. Среди 33 подаренных «шоколадным» королем работ — Пикассо, Уорхол (с портретом самого Людвига), Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн. А среди наших был и самый популярный на Западе и самый дорогой из советских художников Илья Кабаков, работа «Сад». Но в экспозиции ее нет, потому что она занята пока в других музейных проектах.

 

А вот работы, на которых узнаешь свое же недавнее прошлое. «Метро» московской художницы Натальи Нестеровой — в отделанном мрамором подземелье мечутся спешащие по своим делам люди, а на их суету свысока взирают позолоченные статуи. «Кафе» Ивана Лубенникова словно светится теплым и тревожным красным цветом, на фоне которого вырисовываются силуэты молодой пары, коротающей вечер за бокалом красного вина.

 

Картина Алексея Сундукова «Очередь» тянет на символ эпохи дефицита. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Очередь» Алексея Сундукова тянет на символ ушедшей (хотелось бы верить — безвозвратно!) эпохи: длинная вереница безмолвных людей, выстроившихся друг за другом в затылок. Очередь за мясом, за импортными сапогами, за всевозможными благами и, в конце концов, за счастьем — место, где прощаешься с гордыней, где все одинаково равны — или бесправны?

 

В новых залах — работы художников 60 — 90-х годов: суровый стиль, официальное искусство, андерграунд. «Разумеется, период 1960 — 1990-х годов, все его направления и течения невозможно охватить в трех залах. Музей пошел по пути построения основной экспозиции, только обозначив эти направления и течения, без подробного рассказа», — объясняет Евгения Петрова. Она пообещала, что экспозиция будет меняться, дополняться. В ближайшем будущем нас ожидает открытие зала советского искусства 30 — 50-х годов.

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх