«Я — не портретист. Я просто художник»
Выставку с полемическим названием «Серов — не портретист», которую можно увидеть в корпусе Бенуа Русского музея, уже называют главным событием марта
Художник, 150-летие со дня рождения которого отмечают в этом году, вошел в историю русского искусства все-таки именно как портретист. В его портретах воплощена Россия конца XIX - XX веков. Писатель Леонид Волынский считал: «Серов рисует облик современной ему России с такой удивительной проникновенностью, что кажется, если бы искусство той эпохи не оставило после себя ничего — ни повестей, ни воспоминаний, ни романов, — то по одним серовским портретам возможно было бы разгадать душу времени, уловить его беспокойный пульс».
Но среди 200 произведений живописи и графики, разместившихся в семи залах музея, портретов нет. Есть пейзажи, интерьеры, иллюстрации к книгам, театральные эскизы, жанровые картины, политическая сатира, шаржи. Почему?
«Летом»
По словам Евгении Петровой, заместителя директора Русского музея по науке, портреты Серова, которые висят в постоянной экспозиции, все и так хорошо знают с детства. «Поэтому мы отказались от идеи делать еще одну выставку портрета, пусть и дополненную произведениями из Третьяковской галереи и других музеев. Потому что мы не смогли бы сказать ничего принципиально нового».
Вместе с тем, по мнению организаторов выставки, не только широкая публика, но даже многие любители искусства не очень хорошо знают творчество Серова во всей его полноте, его переходы от импрессионизма к модерну и предвосхищению русского авангарда. Кто видел рисунки Серова в большом количестве? Его шаржи, его иллюстрации к басням Крылова, к произведениям Лермонтова? Его натурщиков, написанных в годы обучения в Академии художеств? Почти никто. А сейчас все это доступно зрителям.
«Собака Пиратка»
Владимир Круглов, знаток творчества Серова и один из организаторов выставки, рассказал, что многие музеи охотно предоставили вещи из своих коллекций. И не только Третьяковка, с которой Русский музей связывают дружеские отношения, но и Музей-квартира Бродского, который дал двадцать вещей. Из маленького музея-усадьбы Репина «Пенаты» в корпус Бенуа приехала ранняя картина Серова «Собака Пиратка», блистательная по живописной манере и выразительности. Не от нее ли идет целая галерея замечательных образов собак, которые мы встречаем в портретах Серова — белый шпиц, сидящий рядом с княгиней Зинаидой Юсуповой, английский бульдог Клоун, любимая собака Феликса Юсупова, которого он держит за лапу на своем знаменитом портрете?
«Русалка»
Одно из открытий выставки — «Русалка», написанная Серовым в 1896 году, в которой чудится что-то врубелевское. В черной воде, пронизанной зеленоватыми отсветами от нависших над ней деревьев, не сразу замечаешь образ русалки, личико которой изображено в самом низу. Художник придал ей черты Людмилы Мамонтовой, чьи зеленые «русалочьи» глаза так нравились ему.
Многие зрители с удивлением узнали, что знакомое с детства по школьным хрестоматиям изображение Пушкина, сидящего на скамейке, создано Валентином Серовым.
Самый необычный экспонат — большой снимок панно «Хождение Христа по водам», написанного совместно Валентином Серовым и Константином Коровиным для приходской церкви Косьмы и Дамиана Костромской мануфактуры Третьякова и Коншина.
Как рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX - начала XX века Русского музея, это огромное (примерно 6 на 7 метров) было написано Валентином Серовым и Константином Коровиным для костромской церкви. Более тридцати лет панно находилось в храме. На полотно оседали пыль и копоть, и тогда горе-реставраторы покрывали его сверху олифой и лаком. В годы гонений на церковь оно было скатано в рулон, долгое время хранилось в неподобающих условиях. В Костромской музей его передали в руинном состоянии. Впоследствии панно оказалось в Русском музее, где было законсервировано. По словам Евгении Петровой, панно поначалу хотели отреставрировать к выставке. Но, изучив холст, задумались, возможно ли сделать это в принципе. Решено было не трогать, чтобы не навредить, уж очень велики утраты. Оставили до лучших времен в надежде, что в будущем появятся новые технологии, которые позволят возродить уникальное произведение искусство.
«Похищение Европы»
«Финляндский дворик»