Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

«Я беру духи и все забываю, упиваюсь ароматом, как будто весна повеяла в душу…»

В Российской национальной библиотеке открылась выставка «Роман с модой. Алхимия»

По традиции с книжной выставки начинается Международная неделя моды Aurora fashion week, которая проходит в Петербурге с 17 по 20 октября. Чтобы попасть на выставку, надо пройти через библиотечные залы. Здесь царит ни с чем не сравнимый аромат старинных книг. В нем перемешаны запахи бумаги, кожаных переплетов, чуть-чуть — пыли и — времени, всех прошедших веков, мудрость которых хранит библиотека. 

Рекламный плакат парфюмерной фирмы «Брокар и К».

«Почему бы не создать духи с таким ароматом?» — думаю я. И, оказавшись в маленьком зале, где в четырех витринах представлена вся история парфюмерии, вскоре убеждаюсь, что такие духи есть! В одном из книжных шкафов, вздымающихся под потолок, стоят флаконы духов - и среди них серия «Библиотека. Опусы».

Публика уже собралась, и здесь уже запах духов, которыми надушены пришедшие на вернисаж дамы, заглушает тонкий аромат старых книг. «Наша выставка приглашает окунуться в загадочный мир парфюмерного искусства», — рассказывают организаторы выставки. 

«Я не специалист в области парфюмерии, — сказал на открытии выставки генеральный директор РНБ Антон Лихоманов. — Но и мне известно, что каждая эпоха имеет свой запах. Так ароматы духов «Красная Москва» и одеколона «Шипра» сразу напоминают нам о советской эпохе. Так же, впрочем, как и «Шанель № 5». 

Кто из нас не помнит реплику из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»: «В России каждый милиционер знает духи «Шанель №5»?

В витринах — уникальные издания XVI - XX веков на разных языках из фондов библиотеки, рассказывающие о секретах парфюмерного мастерства. Среди экспонатов — пособие для парфюмеров «Самые примечательные секреты парфюмерии, изготовления масел, паст, эмульсий, кристаллов, дистиллятов и всего искусства, как в Неаполитанском королевстве, так и в Риме». Эта маленькая книжечка с пожелтевшими страницами — раритет, она была выпущена в Венеции в 1555 году! Рядом — уникальная книга «Щеголеватая аптека или туалетные препараты», изданная в 1796 году. В разделе «Парфюмерия в художественной литературе» на почетном месте, конечно же, знаменитый роман Патрика Зюскинда «Парфюмер», по которому снят фильм. 

Флаконы духов советской эпохи из коллекций Мэган Виртанен и Янины Гаевской — «Красная Москва», «Красный мак», «Маки», «Алмаз», «Пиковая дама», «1 мая», «Кавказская ривьера».

Отдельный раздел посвящен истории российской и советской парфюмерии. 

Вот книга 1912 года «Наши артистки о парфюмерии Товарищества парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова». Книга раскрыта на странице, где опубликована фотография оперной певицы Натальи Ростовой, которая пишет: «Когда я устаю от ежедневных волнений и жажду покоя и отдыха, я беру духи Товарищества парфюмерной фабрики А. М. Остроумова и все забываю, упиваясь их ароматом, как будто действительно вечная весна повеяла в мою душу». Реклама, конечно, но какая-то ненавязчивая, не чета нынешним агрессивным слоганам и роликам.

Часть выставки представляет книги о средневековых алхимиках, хотя, строго говоря, они в большинстве своем не занимались созданием духов, а история парфюмерии ведет свое начало со времен Древнего Египта. Но вот спирт, который долгое время используется при производстве духов, первым получил Авиценна, которого тоже иногда причисляют к алхимикам. Создавал ароматы и знаменитый предсказатель Мишель Нострадамус.

Кроме книг и журналов на выставке можно увидеть редкие фотографии, предоставленные Музеем парфюмерии Элины Арсеньевой, и флаконы духов из собраний историка моды Мэган Виртанен и Янины Гаевской.

Афиша выставки.

Элина Арсеньева, создательница Музея парфюмерии:
— Я  не давала флаконов, потому что, на мой взгляд, не слишком интересно смотреть на запыленные флаконы, не имея возможности ощутить запахи! Для многих запахи — всего лишь бытовая деталь. Но парфюмерия — это искусство, там есть свои великие мастера, свои традиции. Просто это не такое визуальное искусство, как кино, театр, оно не на виду. Но, когда начинаешь изучать историю парфюмерии, мир словно приоткрывается еще с одной стороны — прекрасной стороны. Для создания женского образа духи  даже важнее, чем одежда. Потому что одежду можно сменить, можно отказаться ее воспринимать, а от запаха невозможно спрятаться, он вместе с дыханием проникает в наше сознание. Это первая сигнальная система человека, появившаяся раньше зрения, поэтому запах формирует наше отношение к человеку еще раньше, чем мы его увидели. 

Мэган Виртанен, историк моды:
— Скажу честно, у нас очень скромный вклад. Специально я флаконы не коллекционирую. Просто некоторое их количество попало в руки и мне, и моей коллеге Янине Гаевской случайно, в процессе коллекционирования. Янина, например, их буквально откопала. Она входит в отряд поисковиков, который занимается поиском и захоронением останков павших в годы войны бойцов. Иногда при поисках и раскопках попадаются всякие другие предметы, в том числе флаконы. Так, например, флакон духов «Кавказская ривьера» появился буквально из-под земли, где долгие годы лежал вместе с содержимым. Поэтому, когда организаторы выставки, решившие дополнить книги, предоставленные библиотекой, какими-то предметами, мы с удовольствием дали то, что есть.

↑ Наверх