«Я это видел»
Продолжаем рубрику «Русский музей: заочный художественный ликбез» — 31 января исполнится 120 лет со дня рождения Аркадия Пластова
После смерти Аркадия Пластова другой выдающийся российский художник Гелий Коржев сказал: «Вслед за Гойей он мог бы надписывать на своих полотнах: «Я это видел».
Большая часть жизни Аркадия Пластова прошла в его любимой родной Прислонихе — деревне Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). На его полотнах — люди, которые жили вокруг художника: древние деды и девушки-красотки, босоногие малыши и крепкие крестьянские молодцы да и его собственная родня. Шедевры были списаны с повседневной жизни: художник всегда носил с собой сумочку, где лежал блокнот для эскизов и россыпь цветных карандашей. Он работал каждый день и почти целый день.
Недаром в 1958 году на выставке в Лондоне президент королевской академии художеств Чарльз Уилер, пораженный полотном Пластова, произнес:
— Как много дает такое искусство! Реализм. Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть!
Вот уж в точку... Пластову было сорок лет, когда сгорел его дом, а с ним — все, что было написано до этого. Но несчастье не смогло одолеть его в стремлении «создать эпопею из крестьянского житья-бытья»: художник продолжил работать с новой силой.
Современники утверждают, что, когда картина Пластова «Фашист пролетел», созданная в 1942 году, экспонировалась на выставке «Великая Отечественная война», зрители буквально застывали перед ней. Потрясала бессмысленность трагически оборванной юной жизни на фоне мирной тихой природы.
В 1943 году картина Пластова «Фашист пролетел» по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта...
Аркадий Пластов. Витя-подпасок. 1951
Вопрос конкурса
«Я никогда не придумывал названий, — писал Пластов. — Название и идея картины, замысел, его облик рождаются одновременно, неотделимо друг от друга. Но только на холсте я пишу цветом, а на бумажке, что под картиной, пишу ну как бы подстрочный перевод что ли того, что зрителю предстает в том или ином обличении перед глазами».
Все произведения Пластова действительно носили очень простые названия. Вот и один из его натюрмортов назван просто — по сорту яблок. Каких?
1. Анисовка. 2. Антоновка. 3. Боровинка.
Правильный ответ на первый вопрос нашего конкурса: Образ вороны вдохновил Василия Сурикова, став толчком к созданию знаменитой картины «Боярыня Морозова».
Первым правильный ответ прислал наш читатель Олег Панфилов. Правильно ответили также Андрей Колычев, Людмила Соловьева и Ася Лернер. Благодарим всех и просим присылать ответы на адрес arsenevaz@mail.ru. Победитель получит в подарок один из каталогов Русского музея.
Материал подготовила Наталья КрыловаМетки: Музейное дело Конкурсы Живопись
Важно: Правила перепоста материалов