Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

«Я глаз, лишенный век, я брошено на землю, чтоб этот мир дробить и отражать... И образы скользят»

В Балтийском медиа-центре на Каменно-островском, 67, открыта выставка Владимира Комельфо «Зеркало заднего вида»

«Открывается выставка художника-комильфо»... Сначала думаешь, что это твой собеседник так похвалил художника (в переводе с французского «comme il faut» означает «как положено», «как надо». — Прим. авт.). Потом оказывается — нет, не в этом дело. И не комильфо, а Комельфо. Владимир Комельфо.

Владимир Комельфо поселился в башне дома № 67 на Каменноостровском 20 лет назад. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Это, конечно, псевдоним: настоящая фамилия — Фомичев.

Двадцать картин Владимира Комельфо, представленные на выставке (все написаны в этом году), напоминают что-то исключительно приятное и, можно сказать, родное из мира живописи. Тут промелькнет кубистическая обнаженка Пикассо, там — композиции из черточек — привет Кандинскому.

Но в отличие от того же радужного Кандинского все картины какого-то бежево-бурого, древесного цвета. Картины — будто бы спилы дерева, покрытые линиями годовых колец. Нам все эти штрихи ровно ничего не говорят. А за ними ведь целая жизнь, чувства, мысли. Как выяснилось, картины — это ремейки прежних работ, написанных за последние двенадцать лет.

Выставку художник назвал «Зеркало заднего вида». И опять же: мы сразу представляем непроницаемые глаза водителя, который косится в это зеркало. А что он там видит и что чувствует по этому поводу — неизвестно.

К выставке прилагается сборник стихов Комельфо, тоже древесных и волокнистых. Оформлять сборник помогал известный фотограф Александр Китаев. И его работы выставлены на экспозиции.

Можно было бы остановиться на том, что и картины, и стихи — типичные Комельфо, работа мастера, с комфортом расположившегося, холодно наблюдающего жизнь из-за руля дорогого авто. Но вот сам художник, если так можно выразиться, совсем не комильфо — в хорошем смысле. Он, например, если верить аннотации, «идеологически убежденный пешеход», так что «зеркало заднего вида» по назначению не использует.

Сам художник, одетый в красно-черный свитер, на презентации постоянно выбегал в холл — встречать гостей. Заметно нервничает — будто в первый раз.

— Я хотел поблагодарить вас всех, что вы пришли сюда в этот трудный, холодный день, — приговаривает Комельфо.

На самом деле счет персональных выставок у Комельфо пошел на третий десяток, эта — двадцать вторая. А какая-то даже происходила в Антарктиде.

Публика, пока не открылась выставка, слушает какие-то современные лаунж-мелодии. И забавляется тем, что крутит планету Земля на большом экране с сенсорными датчиками. Махнешь рукой — планета крутится. Предполагается, что это символ всемирной востребованности картин Комельфо.

— Покажите мне Канарские острова, — просит одна из дам.
Но получается только Африка.
— Извините, волнуюсь — перед микрофоном никогда не выступал, — говорит Владимир Комельфо, выйдя к публике. Он машет рукой куда-то себе за спину, и Земля сразу прокручивается аж до Южной Америки. — Я пытался рассказать об идее этой выставки, и ничего не получилось. Тогда я расстроился и набросал на бумажке кое-что...

Это 22-я выставка петербургского художника. Но волновался он как в первый раз. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Идея самой выставки — оглянуться немножко назад, пока мы все словно стоим в пробке. На этом месте двадцать лет назад у меня была выставка. И эта, нынешняя, как воспоминание. И мои акварели, и вот эти холсты по своей идее, по пластике отсылают меня назад, в прошлое. И книга стихов совпадает с этой живописной идеей. Я очень долго хотел ее сделать, но боялся. Ведь я никогда не считал себя поэтом. Но, наверное, время пришло, и я наконец решился!»

Ну а теперь раскроем тайну псевдонима. В основе его — романтическая история о любви и творчестве. Еще в студенческие годы на худграфе в Институте Герцена Владимир Фомичев познакомился с Натальей Мельниковой. Их судьба стала общей. Общим стал и творческий псевдоним: Ко-МЕЛЬ-ФО. В 2003 году Наташа ушла из жизни. В память о ней Володя оставил псевдоним. Сейчас он работает вместе с Зоей Нориной.


Выставка продлится до 25 ноября.
Вход свободный — с 10.00 до 20.00.

Федор ДУБШАН
↑ Наверх